Preview

Современные философские исследования

Расширенный поиск

К ВОПРОСУ ОБ ИДЕНТИФИКАЦИИ НАУЧНЫХ ШКОЛ

Аннотация

В статье анализируется проблема вы-
деления сущностных признаков научных школ. В связи с
этим рассматриваются вариативные точки зрения разных
исследователей по вопросам идентификации научных
школ и аргументируется собственная позиция автора,
состоящая в том, что научная школа представляет со-
бой один из типов научного сообщества, особую форму
кооперации научной деятельности. Она образует ту ди-
намическую единицу науки, которая обеспечивает пре-
емственность научного знания и создаёт условия для его
развития. В статье подчёркивается, что в научной школе
соединяются когнитивная, социальная и социально-пси-
хологическая составляющие научной деятельности.

Об авторе

Татьяна Юрьевна Павельева
Московский государственный технологический университет «СТАНКИН»
Россия


Список литературы

1. Александров Д.А. Научные школы как соци- альные сети // Академические научные школы Санкт-Петербурга. СПб., 1998. С. 11-18.

2. Белых А.А. История советских экономико-ма- тематических исследований (1917 - начало 60-х годов). Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1990. 144 с.

3. Ватти К.В., Тихомирова М.М. Ленинградская генетическая школа // Вопросы истории естест- вознания и техники. 1991. № 4. С. 27-34.

4. Гаджиев И.М., Гамзиков Г.П., Ильин В.Б. и др. Состояние и перспективы развития почвоведе- ния и агрохимии в Сибири // Научные доклады высшей школы. Сер.: Биол. науки. 1987. № 9. С. 64-77.

5. Гасилов В.Б. Научная школа - феномен и иссле- довательская программа науковедения // Школы в науке: Сборник / Под ред. С.Р. Микулинского,М.Г. Ярошевского, Г. Креба, Г. Штейнера. М.: На- ука, 1977. 523 с.

6. Джибладзе Н.Н. Некоторые вопросы исследова- ния феномена научной школы // Социологичес- кие проблемы формирования творческой лич- ности и творческого коллектива. Тбилиси, 1985. С. 91-104.

7. Дюментон Г.Г. Сети научных коммуникаций и организация фундаментальных исследований. М.: Наука, 1987. 103 с.

8. Елисеев Э.Н. Закономерности развития научных школ в кристаллографии // Методологические проблемы кристаллографии. М., 1985. С. 91-101.

9. История механики в России. Киев, 1987. 233 с.

10. Кедров Б.М. Научная школа и ее руководитель // Школы в науке: Сборник / Под ред. С.Р. Мику- линского, М.Г. Ярошевского, Г. Креба, Г. Штей- нера. М.: Наука, 1977. 523 с.

11. Козлов Б.И. Возникновение и развитие техни- ческих наук: Опыт историко-теоретического ис- следования. Л.: Наука, 1988. 248 с.

12. Криворученко В.К. Научные школы - важней- ший фактор развития современной науки // Ин- формационный гуманитарный портал Знание. Понимание. Умение. 2011. № 2.

13. Кун Т. Структура научных революций. М.: Про- гресс, 1975. 288 с.

14. Куперштох Н.А. Научные школы России и Си- бири: проблемы изучения // Философия науки. №2(25). С. 93-106.

15. Логинова Н.А. Феномен ученичества: приобще- ние к научной школе // Психологический жур- нал. 2000. № 5. Т. 21. С. 106-111.

16. Мальцене Л. Информационные связи научной школы и их роль в подготовке потребителей и создателей научной информации // НТИ / ВИНИТИ. Сер. 2. 1986. № 9. С. 1-6.

17. Маршакова И.В. Система цитирования научной литературы как средство слежения за развитием науки. М.: Наука, 1988. 287 с.

18. Мирзоян Э.Н. Развитие сравнительно-эволю- ционной биохимии в России. М.: Наука, 1984. 281 с.

19. Соловьев Ю.И. История химии в России: науч- ные центры и основные направления исследова- ний. М.: Наука, 1985. 416 с.

20. Тархан-Моурави Г.И. Структура индивидуаль- ного целеполагания в научных сообществах // Социологические проблемы формирования творческой личности и творческого коллектива. Тбилиси, 1985. С. 105-114.

21. Храмов Ю.А. История формирования и разви- тия физических школ на Украине. Киев, 1991. 323 с.

22. Храмов Ю.А. Научные школы в физике. Киев, 1987. 398 с.

23. Ярошевский М.Г. Логика развития науки и науч- ная школа // Школы в науке: Сборник / Под ред.С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского, Г. Креба,Г. Штайнера. М.: Наука, 1977. 523 с.

24. Ярошевский М.Г. Оппонентный круг и научное открытие // Вопросы философии. 1983. № 10. С. 49-61.

25. Polany M. Personal Knowledge. Oxford, 1958. 244 р.


Рецензия

Просмотров: 57


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5121 (Print)
ISSN 2949-5148 (Online)