Preview

Contemporary Philosophical Research

Advanced search

Категории «эстетическое» и «художественное»: информационный подход Categories "Esthetic" and "Artistic": Informational Approach

Abstract

Статья содержит анализ философских категорий «эстетическое» и
«художественное» с использованием информационного подхода, осуществляемый
параллельно с выявлением сущности информации и ее характеристик. Выдвину-
ты гипотезы о том, что эстетическое является субъективным свойством информа-
ции и определяется ее ценностью, зависящей от целей и тезауруса реципиента, а
художественное есть форма представления информации.
The article contains the analysis of philosophical categories aesthetic and
artistic with the help of the information method parallel with discovery of the essence of
category information and its features. Hypothesises that aesthetic is a subjective characteristic
of information and is defined by its value, hanging from purposes and thesaurus of recipient
and artistic is a form of the presentation of information are offered.

About the Author

Семен Ерохин
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Russian Federation


References

1. Басин Е.Я., Крутоус В.П. Философская эстетика и психология искусства. - М.: Гардарики, 2007. - 287 с.

2. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М.: Художественная литература, 1975.

3. Бенаму-Юэ Ж. Цена искусства. - М.: АРТМЕДИА ГРУПП, 2008. - 158 с.

4. Берг А.И., Черняк Ю.И. Информация и управление. - М.: Экономика, 1966.

5. Биркгоф Г. Математика и психология. - М., 1977.

6. Бирюков Б.В. Кибернетика и методолгия науки. - М.: Наука, 1974. - 416 с.

7. Болтянский В.Г. Математическая культура и эстетика // Математика в школе. - 1982. - № 2. - C.40 - 43.

8. Голицын Г.А., Петров В.М. Информация. Поведение. Язык. Творчество. - Изд. 2-е. - М.: Издательство ЛКИ, 2007. - 224 с.

9. Дамадян Г. Проблемы исследования эстетических оценок в социологии искусства. // Вопросы социологии искусства. - М.: Наука, 1979. - С. 79 - 103.

10. Дондурей Д.Б. Эстетическая оценка как интегральный показатель отношения к художественному объекту // Социология культуры. Проблема социальных показателей развития культуры: Труды НИИ Культуры. - Вып. 108. - М., 1982. - С. 107 - 121.

11. Дружинин В.Ф. Эстетика: курс лекций. - Изд. 2-е, перераб. и дополн. - М.: МГОУ, 2006. - 134 с.

12. Елчанинова О.В. Роль социальной информации и математических методов в выработке управленческих решений. // Научное управление обществом. - Вып. 3. - М., 1969.

13. Кастлер Г. Возникновение биологической организации. - М.: Мир, 1967.

14. Колмогоров А.Н. Три подхода к определению понятия «количество информации» // Проблемы передачи информации. - 1965. - Т.1. - № 1. - С. 3 - 11.

15. Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства. - М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1999. - 240 с.

16. Леонтьев А.Н. О психологической функции искусства (гипотеза). // Художественное творчество и психология / Под. ред. А.Я.Зися, М.Г.Ярошевского. - М.: Наука, 1991. - С.184 - 187.

17. Леонтьев Д.А. Введение в психологию искусства. - М.: Изд-во Московского университета, 1998. - 111 с.

18. Мазур М. Качественная теория информации. - М.: Мир, 1974.

19. Мартынов В.Ф. Эстетика. - Минск: ТетраСистемс, 2003. - 33 6 с.

20. Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США / пер. с англ. - М.: Прогресс, 1966.

21. Мелик-Гайказян И.В. Информационные процессы и реальность. - М.: Наука - Физматлит, 1977.

22. Мелик-Гайказян И.В. Информация и самоорганизация. - Томск: Изд-во Томского Политех. Ун- та, 1995.

23. Мильталер Ю. Что такое красота? Введение в эстетику. - пер. с нем. - Изд. 2-е. - М.: КомКнига, 2007. - 120 с.

24. Моисеев Н.Н. Расставание с простотой. - М.: АГРАФ, 1998. - 480 с.

25. Рыжов В.П. Информационные процессы самоорганизации в искусстве // Синергетическая па- радигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. - М.: Прогресс-Традиция, 2002. - с. 156 - 182.

26. Стафецкая М.П. Художественная культура и проблемы потребления искусства // Вопросы соци- ального функционирования художественной культуры. - М.: Наука, 1984. - С. 86 - 109.

27. Столяров Ю.Н. Онтологический и метонимический смыслы понятия информация. - (http://www. gpntb.ru/win/inter-events/crimea2001/tom/sec4/Doc3.HT ML).

28. Фромм, Э. «Иметь» или «быть». - М: АСТ, 2006. - 320с.

29. Чернавский Д.С. Синергетика и информация (динамическая теория информации). - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 288 с.

30. Шакуров Р.Х. Эмоция. Личность. Деятельность. (Механизмы психодинамики). - Казань: Центр инновационных технологий, 2001. - 180 с.

31. Шрейдер Ю.А. О семантических аспектах теории информации // Теоретические проблемы ин- форматики. - М., 1968.

32. Эйзенштейн С.М. Чет-нечет. Раздвоение Единого // Восток-Запад: Исследования. Переводы. Публикации. - М.: Наука, 1988. - С. 234 - 278.

33. Эстетика. Словарь. / под. общ. ред. А.А. Беляева и др. - М.: Политиздат, 1989. - 447 с.

34. Юркевич Е.В. Введение в теорию информационных систем. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ООО «Группа ИДТ», 2007. - 272 с.

35. Chang R. Model of Aesthetics and Transformative Philosophy. - (http://www.lastplace.com/aestheticmodel. htm).

36. Franke, H.W. Kybernetische Ästhetik - Phänomen Kunst. - München: Ernst Reinhardt Verlag, 1979.


Review

Views: 63


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5121 (Print)
ISSN 2949-5148 (Online)