Генезис принципа трансцендентности как методологической основы русской религиозной философии Ge nes is of the transcendence principle as a me thodological basis of Russ ian religious philosophy
Аннотация
ти как методологической основы русской религиозной философии, как базового
принципа, имеющего не только онтологический, но и гносеологический, и антро-
пологический аспекты. Анализируются идейные источники этого принципа, об-
наруживающие себя в античной философии (понятия «иного», «сверхсущего», «пер-
водвигателя», «творящего демиурга») и творчески переработанные христианской
культурой ( монотеизм, творение «ex nihil»). Учитывая генетическую связанность
русской религиозной философии с восточно-христианской традицией, особое вни-
мание уделяется рассмотрению святоотеческой мысли и ее пониманию «потусто-
ронности» Бога миру, которое имело важное значение для русских религиозных фи-
лософов в их поисках органичного единства трансцендентности и имманентности
The article analyses the genesis of the principle of transcendence as the
methodological bases of Russian religious philosophy as the main principle that has got not
only ontological, but also gnoseological and anthropological aspects. Proceeding from this
assertion the theoretical sources are analysed. This sources are revealed in the Antiquity (the
concept of «another», «superexistence», «the first engine», «creating demiurge») and then
they are constructively adapted for the needs of Christian culture (monotheism, creation «ex
nihil»). Taking into consideration genetic connection of Russian religious philosophy with
the Orient orthodox tradition, especial attention is granted to the Orient patristic philosophy
and its interpretation of the transcendence of God, that had great importance for Russian
philosophy in its search of fundamental unity of the transcendence and immanence.
Ключевые слова
Список литературы
1. Аристотель. Соч. в 4-х тт. М., 1976-1984.
2. Бердяев Н.А. Дух и реальность // Философия свободного духа. М.,1994.
3. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М., 1994.
4. Дионисий Ареопагит. Божественные имена // Мистическое богословие. Киев, 1991.
5. Дионисий Ареопагит. Мистическое богословие // Мистическое богословие. Киев, 1991.
6. Зеньковский В.В. Основы христианской философии. М.,1997.
7. Зеньковский В.В. История русской философии в 2-х тт. Т.2,ч.1. М.,1991.
8. Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона // Платон. Собр.соч.в 4-х тт. Т.1. М., 1990.
9. Лосев А.Ф. Самое само // Миф-Число-Сущность. М.,1994.
10. Лосский Вл. Вера и богословие // Спор о Софии. М.,1996.
11. Лосский Н.О. Преемники Вл.Соловьева // Путь, кн.1. М., 1992.
12. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.
13. Мейендорф И. Православие в современном мире. Минск, 1995.
14. Минин П. Главные направления древнецерковной мистики // Мистическое богословие. Киев, 1991.
15. Нижников С.А. Метафизика веры в русской философии. М ., 2001.
16. Нижников С.А. Философия Канта в отечественной мысли. М., 2005.
17. Платон. Собр.соч. в 4-х тт. Т.2. М., 1993.
18. Платон. Собр.соч. в 4-х тт. Т.3. М., 1994.
19. Семаева И.И. Поиск идентичности. Русская религиозная философия ХХ века и ее духовные основания. М., 2004.
20. Семаева И.И. Традиции исихазма в русской религиозной философии первой половины ХХ века. М.,1993.
21. Флоренский П. Имеславие. «Об имени Божием» // У водоразделов мысли. М.,1990.
22. Флоровский Г.В. В мире исканий и блужданий // Из прошлого русской мысли. М., 1998.
23. Флоровский Г.В. Восточные отцы IV -VIII веков. М., 1999.
24. Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М., 1989.
25. Франк С.Л. Непостижимое. Соч., М., 1990.
26. Франк С.Л. Религия и наука в современном сознании // Путь, кн.1. М., 1992.
27. Хоружий С.С. Диптих безмолвия. М.,1991.