Проблема антиномизма религиозного сознания в философии С.Н.Булгакова PROBLEM ANTINOMIES RELIGIOUS CONSCIOUSNESS IN S.N. BULGAKOV'S PHILOSOPHY
Аннотация
антиномий религиозного сознания - это основной мотив в творчестве Булгакова. С
этой точки зрения является важным постановка проблемы о Божественном Ничто
как центральной проблемы религиозной философии. Булгаковым устанавливается
мифу в религии роль, аналогичная той, которая свойственна понятию или суждению
в теоретической философии, и это, на мой взгляд, достаточно новый и оригинальный
подход. Булгаков в своем исследовании выявляет двоякую природу религиозной
веры: ее интимно-индивидуальный характер (как личный религиозный опыт) и
кафоличность, наделяя религиозное сознание «заданной идеей церковности». В
этом он видит своеобразную антиномию, которая устраняется в понятии догмата.
Булгаков приходит к очень важному выводу: перед лицом Бога индивид ощущает
себя вообще человеком, и, даже более того, человечеством. Идея церковности
религиозного сознания имеет важное философское и религиозное значение, хотя
она не менее актуальна для социологии, права и политологии
S. N. Bolgakov research aimed at realizing and revealing the antinomies
of religious consciousness. This is a basic reason in Bolgakov's creativity. From this point
of view the formulation of the problem on the Divine Nothing as the central problem of
religious philosophy is very important. Bolgakov determines the role of the myth in religion
similar to that which is inherent in concept or judgment in theoretical philosophy, and this,
in my opinion, is rather a new and original approach. In his research Bolgakov brings to light
the double nature of religion: its intimate and individual character [ as personal religious
experience] and catholicity endowing religious consciousness with "a set idea of Church".
He sees in this a peculiar antinomy which is eliminated in the concept of doctrine. Bolgakov
comes to a very important conclusion: before God's face an individual feels as a human-being
in general and even as mankind. The idea of church religion consciousness has a great
philosophic and religious significance. Though it is not less actual for sociology, law and
politology.
Ключевые слова
Об авторе
Г.А. ХамдееваРоссия
Список литературы
1. Н.О.Лосский. История русской философии /М.:Академический Проект, 2007. С.268.
2. С.Н.Булгаков. Свет невечерний: созерцания и умозрения. - М.: Республика,1994. С. 134.
3. С.Н.Булгаков. Указ.,соч. С. 92.
4. Г.Флоровский. Пути русского богословия /Издательство Белорусского Экзархата, 2006, С. 258.
5. Там же, с.482.
6. С.Н.Флоровский. В мире исканий и блужданий. Избранные труды по богословию и философии. -СПб.: РХГА, 2005.С.160-161.
7. С.Н.Булгаков. Указ., соч., с.60.
8. С.Н.Булгаков. Указ.,соч., с.68.
9. Там же, с.69.
10. С.Н.Булгаков. Указ.,соч., с.52.
11. Н.О.Лосский. Характер русского народа. - М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, Издательство «ДАРЪ», 2005. С.29.
12. Г.В.Флоровский. Указ. соч. С. 706.
Рецензия
Для цитирования:
Хамдеева Г. Проблема антиномизма религиозного сознания в философии С.Н.Булгакова PROBLEM ANTINOMIES RELIGIOUS CONSCIOUSNESS IN S.N. BULGAKOV'S PHILOSOPHY . Современные философские исследования (Прежнее название: «Вестник МГОУ. Серия: Философские науки»). 2009;(1):154-160.