Содержание и сущность художественной литературы: опыт философского анализа THE MAINTENANCE AND ESSENCE OF FICTION: EXPERIENCE OF THE PHILOSOPHICAL ANALYSIS
Abstract
содержательно-сущностных характеристик художественной литературы: литература
как процесс творческого освоения действительности; воображение и интуиция, по-
лезность и новизна в художественном творчестве; литературное произведение и его
язык, художественный образ, метод, идел; понятие языка художественной литерату-
ры и литературного языка, общее и особенное в их характеристике и др
article is devoted the philosophical analysis of is substantial-intrinsic characteristics
of fiction: the literature as process of creative development of the validity; imagination
and intuition, utility and novelty in art creativity; a literary work and its language, an
artistic image, a method, idea; concept of language of fiction and a literary language, the
general and especial in their characteristic, etc.
Keywords
References
1. См. например: Кокорин А.А. Анализ: аксиоматическое эссе. - М.: Изд-во МГОУ, 2003. - С. 101.
2. См., например: Краткий философский словарь/А.П.Алексеев, Г.Г.Васильев (и др.); под ред. А.П.Алексеева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - С.387.
3. См. например: Фарман И.П. Воображение в структуре познания М.: РАН, Институт философии, 1994. - С. 353-358.
4. Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М., 1966. - 386с. Рукописи, составившие «Философию искусства», написаны в основном в 1805-1807 гг. и уже во вводной части содержат концентрированное выражение идей Шеллинга периода «абсолютного тождества». Здесь эстетическое предстало как фундаментальная характеристика Абсолюта, существующего вне, до и независимо от какого бы то ни было субъекта, и в результате философский эстетизм Шеллинга обрел черты пантеизма религиозно-неоплатонического типа.
5. Бройль де Л. По тропам науки. М.,1962. С.295.
6. См.: Философский энциклопедический словарь, - М.: Советская энциклопедия, 1989.
7. См.: Книпович Е.Ф. В защиту жизни: Лит. - крит. статьи. - М.: Совет. писатель, 1958 - 356с.
8. См.: Гегель Г.В.Ф. Эстетика В четырех томах. Т.1., М.: Искусство. 1968. - С. 291-299.
9. См.: Кулиш П.А. Записки о жизни Николая Васильевича Гоголя, составленные из воспоминаний его друзей и знакомых и из его собственных писем. Вступительная статья и комментарии:И.А.Виноградов. - М.: ИМЛИ им. А.М.Горького РАН, 2003. - 704 с.
10. См.: Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. - 445 с.
11. См.: Известия АН СССР. Отделение литературы и языка. - Т. 35. Вып. 4. - М., 1976. - С. 299-307.
12. Развитие натуралистического подхода к языку связано с именем выдающегося немецкого исследователя Августа Шлейхера (1821-1868). Наиболее отчетливо натуралистическая философия языка Шлейхера изложена в таких работах как " Теория Дарвина и наука о языке" (1863), "Значение языка для естественной истории человека" (1865). Согласно основному положению натуралистического направления языкознание примыкает к натуралистическим наукам.
13. Одним из виднейших представителей психологической точки зрения на язык был Гейман Штейнталь (1823-1899). Наиболее четко и последовательно психологическая концепция Штейнталя представлена в его работе "Грамматика, логика и психология, их принципы и взаимоотношения". Штейнталь считал язык явлением психическим, которое развивается на основе законов психологии Он отрицал роль мышления в становлении языка, придавая значение психике.
14. См., например: Слюсарева Н. А. Теория Ф. де Соссюра в свете современной лингвистики. М., 1975. - С. 42, 104.; Де Соссюр Ф. Курс общей лингвистики. М., 1933. - С. 38-39.
15. См. например: Будагов Р. А. История слов в истории общества. М., 1971. - С. 63.
16. Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч., т. 26, ч. III. - С. 129, 132
17. См. например: Чикобава А. С. О философских вопросах языкознания. - Всесоюзная научная конференция по теоретическим вопросам языкознания. Тезисы докладов и сообщений пленар- ных заседаний. М., 1974. - С. 146, 151.; Ярцева В. Я., Колшанский Г. В., Степанов Ю. С., Уфим- цева А. А. Основные проблемы марксистского языкознания. М., 1974. - С. 10.
18. См., например: Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 3. С. 29.; Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 25. - С. 258
19. См.: Рассел Б. Проблемы философии. - Новосибирск: Наука, 2001; Розанова М. С. Современная философия и литература. Творчество Бертрана Рассела / Под ред. Б. Г. Соколова. - СПб.: Изд. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2004
20. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат //Его же. Философские работы. Ч.1. Пер. с нем. М.С. Козловой. - М.: Гнозис, 1994
21. См. например: Виноградов В.В. Избранные труды. История русского литературного языка. - М., 1978. - С. 288-297.; Стилистический энциклопедический словарь русского языка /Под ред. Кожи- ной М.Н. - 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во Флинта. 2006. - 696с
22. Аванесов P.И. О некоторых вопросах истории языка. - В сб.: «Академику Виноградову к его шес- тидесятилетию». М., 1956.; Виноградов В.В. Проблемы литературных языков и закономерностей их развития. М., 1967.; Томашевский Б.В. Язык и литература. В сб.: «Вопросы литературоведе- ния». М., 1951; и др.
23. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - М., 1981. - 445 с.
24. Аристотель. Поэтика // Аристотель. Соч.: В 4 т. Т.4. М.,1984.; Аристотель. Поэтика. Риторика. - В кн.: Аристотель и античная литературная теория. М., 1978.; Платон. Сочинения в 3-х томах. М., 1968 - 1972; Платон. Пир. Федр. Гиппий больший. Законы. Соч. в 3т. М.: Античная художествен- ная культура. СПб.,1993; Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., 1975; Эстетика Возрождения. М., 1978.; Памятники мировой эстетической мысли. Т.I. М., 1962. С.80-81,84-85, 103-106,117, С.457-465 и 515-546; История эстетики. Памятники мировой эс- тетической мысли. Т.1. М., 1962. С.115-118,143-146, 180-187, 192, 195-198, 199-200. История эсте- тики. Памятники мировой эстетической мысли. Т.II. М., 1964. С.500-514, 730-734, 750-754. Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. СПб.,2000. Кн. 1. Лекции 1-4.; Гегель Г.В. Эстетика: В 4 т. М., 1971; Бычков В.В. Эстетика Аврелия Августина. М.,1984.; Бычков В.В. 2000 лет хрис- тианской культуры. Т.1. М.- СПб., 1999.С5-236, 263-573.; Древнерусские предания (XI-XVI вв.) М.,1982; Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры.М.,1984; Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолствующего большинства. М.,1990; Даркевич В.П, Народная культура средне- вековья. М.,1988; Эстетика Ренессанса. Антология в 2-х т. Сост. В.П. Шестаков. М.,1981.
25. Петрарка, Франческо. Эстетические фрагменты. М., 1982; Ренессанс. Барокко. Классицизм. М., 1966.; Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения. М., 1988.; Эстетика Ренессанса. Антология. М., 1981. Т. 1, 2.
26. Кант И. Критика чистого разума. - В кн.: Кант И. Сочинения. Т. 3. - М., 1964; Кант И. Критика способности суждения. Соч. в 6-т. Т.5. М. 1966; Кривцун О. А. Гегелевская концепция связи кра- соты и искусства // Искусство и действительность. М., 1979.
27. Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М., 1966.
28. Фрейд З. Психоаналитические этюды. Мн., 1991.; Художник и фантазирование. М., 1995; Юнг К. Феномен духа в искусстве и науке. М., 1992; Либидо, его метаморфозы и символы. М., 1994; Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству // Зарубежная эс- тетика и теория литературы ХIХ - ХХ вв. М., 1986; Феномен духа в искусстве и науке. М., 1992
29. См.: Андреев Андрей Леонидович, Художественный образ и гносеологическая специфика искус- ства: Методол. аспекты проблемы. - М.: Наука, 1981. - 193 с.; Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975; Проблема текста. - «Вопросы литературы», 1976, № 10; Эстетика словесного творчества. М., 1979; Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве // Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М., 1986; Борев Ю Эстетика Гл. «Предмет и задачи эстетики». М.,1975; Вергилис Н.Ю., Зинченко В.П. Формирование зритель- ного образа. М., 1969; Гончаренко, Николай Васильевич. Противоборство двух культур и ответс- твенность искусства / Н. В. Гончаренко. - Киев : Наук. думка, 1984. - 183 с. ; Гачев Г.Д. Образ в русской художественной культуре. М., 1981. Гачев Г. Д. Жизнь художественного сознания: очерки по истории образа. М., 1972; Гинзбург Л.Я. О лирике. Л., 1974; Диалектика и теория творчест- ва. М., 1987; Дубова О.Б. Мимесис и пойэсис. Античная концепция «подражания» и зарождение европейской теории художественного творчества. М., 2001. С.95-158; Еремеев А.Ф. Границы ис- кусства. М., 1987; Ермаш Г.Л. Искусство как мышление / ВНИИ искусствознания Министерства культуры СССР. - М.: Искусство, 1982. - 277 с.; Закс Л.А. Художественное сознание. Свердловск, 1990. С. 142-211; Зись А.Я. Искусство и эстетика. М., 1975. С.19-101.; Виды искусства. М., 1979; В поисках художественного смысла: Избр. работы / ВНИИ искусствознания Министерства культу- ры СССР. - М.: Искусство, 1991. - 350 с.; Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб., 1997. С. 283-305; Морфология искусства. Л., 1972; Киященко Н.И. Эстетика жизни. Ч. 3. М., 2000.С.22- 29; Сущность прекрасного. М,1977; Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства. - М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1999. - 240 с., таб., илл.; Лилов А. Природа художес- твенного творчества. М.,1981; Лосев А.Ф. Строение художественного мироощущения // Форма. Стиль. Выражение. М., 1995; Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т. 1. - Таллинн, 1992; Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие. М., 1985; Неменский Б.М. Познание искус- ством. М.,2000; Раппорт С.Х. От художника к зрителю. Проблемы художественного творчества. М.,1978; Самохин В.Н. Эстетическое восприятие. М.,1985; Искусство и философия: материалы Международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Ж.-П. Сартра и Э. Левинаса (Минск, октябрь 2005 г.) Редколлегия: П. И. Бригадин [и др.] Минск: ГИУСТ БГУ, 2007. 301 с.; Ярошевский М. Г. Социально-философские проблемы науки и человека//Вопросы философии, 1975, № 5.
30. См. например: Бореев Ю.Б. Эстетика: Отношение к действительности. Творчество. Произведе- ния. Природа и виды искусства. М.: Изд. АСТ. 2005. - 829 с.
31. См.: Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1968.
32. См.: Белинский В.Г., Фонвизин и Загоскин, Менцель, критик Гёте, Идея искусства и др. статьи (См.: Полное собр. сочин., под ред. С. А. Венгерова, т. I-XI, СПБ, 1900-1917, и т. XII, М. - Л., 1925).
33. См.: Шеллинг Ф.В. Философия искусства. - М: Мысль, 1966
34. См.: История книги. Под. ред. А.А.Говорова, Т. Г. Куприяновой. - М.: Изд.- во МГУП Мир кни- ги, 1998.
35. См.: Там же.