Preview

Современные философские исследования

Расширенный поиск

ИНДУСТРИЯ СОЗНАНИЯ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

https://doi.org/10.18384/2310-7227-2019-4-62-73

Аннотация

Статья посвящена уточнению возможностей познания природы сознания, рассматриваемого в свете современных медиа. В задачи исследования входило: выявить проблемный момент в исследовании медийной функции сознания, важный для понимания индустрии сознания и связанный с определением его структуры; уточнить возможность рассмотрения понятия современного сознания на модели понятия «массовое сознание». В работе используются методы системно-функционального, междисциплинарного анализа, понятийного моделирования. Важный момент в исследовании проблемы индустрии сознания - тенденция к неправомерному сведению содержательно-смысловой и эмоционально-ментальной сторон действий сознания к функционально выверенной, действующей по машинному типу. Именно на последней из них базируется индустрия сознания. Автором предлагаются новые перспективы в методологии исследования сознания, находящегося в сфере цифровых медиа: фрактальный подход и концептуальный инжиниринг. Практическая значимость этого исследования заключается в конкретизации механизмов действия сознания и управления им.

Об авторе

Л. В. Мурейко
Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I
Россия


Список литературы

1. Адорно Т. О технике и гуманизме // Философия техники в ФРГ. М., 1989. С. 364-371.

2. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2006. 389 c.

3. Канаев И. А Проблема сознания в междисциплинарной перспективе // Вопросы философии. 2012. № 10. С. 171-175.

4. Коломиец В. П. Социология массовой коммуникации в обществе коммуникационного изобилия // Социологические исследования. 2017. № 6. С. 3-14.

5. Корчажкина О. М. Фрактальная модель процесса познания // Вопросы философии. 2016. № 5. С. 94-103.

6. Михайлов И. Ф. К гиперсетевой теории сознания // Вопросы философии. 2015. № 11. С. 87-98.

7. Мурейко Л. В. Массовое сознание: о специфике субъекта mass-media // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2009. № 111. С. 83-93.

8. Рычкова О. В., Сильчук Е. П. Нарушения социального интеллекта у больных шизофренией // Социальная и клиническая психиатрия. 2010. Т. 20. № 2. С. 5-15.

9. Степанов Ю. С. В трёхмерном пространстве языка. М.: Наука, 1985. 335 с.

10. Хоркхаймер М., Адорно Т. В. Культуриндустрия. Просвещение как обман масс (Фрагмент) // Хоркхаймер М., Адорно Т. В. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. М.- Спб., 1997. С. 149-209.

11. Adolphs R. The neurobiology of social cognition // Curr Opin Neurobiol. 2001. Vol. 11. P. 231-239.

12. Aziz-Zadeh L., Koski L., Zaidel E., Mazziotta J., Iakoboni M. Lateralization of the Human Mirror Neuron System // Journal of Neuroscience. 2006. Vol. 26. № 11b. P. 2964-2970.

13. Brothers L. The social brain: a project for integrating primate behavior and neurophysiology in a new domain // Concepts Neurosci. 1990. Vol. 1. P. 27-51.

14. Chalmers D. J. The Conscious Mind. NY: Oxford University Press, 1996. 432 с.

15. Dennett D. Freedom Evolves. London: Penguin Books, 2003. 368 p.

16. Floridi L. The Informational Nature of Personal Identity // Minds and Machines. 2011. № 21. Р. 549-566.

17. Hameroff S., Penrose R. Consciousness in the Universe // Physics of Life Reviews. 2014. Vol. 11 (1). P. 39-78.

18. Iacoboni M. Imitation, Empathy and Mirror Neurons // Annual Review of Psychology. 2009. № 60. P. 653-670.

19. Rosenthal D. M. Consciousness and Confidence [Электронный ресурс] // Neuropsychologia, 2018. URL: at: https://www.researchgate.net/publication/322662610_Consciousness_and_confidence (дата обрашения: 07.10.2019).

20. Valitutti A., Trautteur G. Providing Self-aware Systems with Reflexivity // Lecture Notes in Computer Science. 2017. July. P. 418-427

21. Vogeley K. Two Social Brains: Neural Mechanisms of Intersubjectivity. URL: http://rstb.royalsocietypublishing.org/content/royptb/372/1727/20160245.full.pdf (дата обращения: 07.10.2019).


Рецензия

Просмотров: 76


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5121 (Print)
ISSN 2949-5148 (Online)