ФОРМИРОВАНИЕ КОГНИТИВНО-ЛИЧНОСТНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНТЕГРАТИВНОГО ТИПА
Аннотация
фессиональной деятельности, относящейся к интегративным типам. При этом интегративные типы
определяются через значимую для показателей эффективности профессиональной деятельности од-
новременную выраженность и представленность в ней различных базовых типов деятельности, вы-
деляемых по ряду ключевых признаков (характеру реализуемых в деятельности субъект-объектных
отношений, глобальным целям труда, продуктивности, управленческому характеру, совместности и
др.) Показано, что общая мера интегративности деятельности, определяющая ее принадлежность к
тому или иному интегративному типу, должна определяться, исходя не только из количественной
(аналитической) выраженности частных показателей интегративности, но и из их структурных свя-
зей. Установлено, что с увеличением меры интегративности деятельности в психологической системе
ее организации и регуляции возрастает роль личностных факторов, а также степень их структурной
интегрированности с когнитивными факторами, что позволяет говорить об общей когнитивно-лич-
ностной системе регуляции, обеспечивающей эффективность выполнения подобной деятельности.
Results of researches of system of cognitive-personal regulation of professional work integrative type
are discussed. Thus integrative types are determined through significant for parameters of efficiency of professional
work simultaneous expressiveness and representation in it of various base types of the activity allocated
on a number of key attributes (to character of subject - objective relations sold in activity, the global purposes
of work, efficiency, administrative character, jointness, etc.) It is shown, that a general measure of integrativity
to the activity, the accessory determining it to this or that integrative to type, should be determined, proceeding
not only from quantitative (analytical) expressiveness of individual parameters of integrativity, but also from
their structural communications. It is established, that with increase in a measure of integrativity of activity
in psychological system of its organization and regulation the role of personal factors, and also a degree their
structural integrativity with cognitive factors that allows to speak about the general cognitive -personal system
of the regulation providing efficiency of performance of similar activity grows.
Список литературы
1. См. Беляева А.В., Лепский В.Е. Психология и Интернет: горизонты новых профессий // Развива- ющаяся психология - основа гуманизации образования. - М., 1998. - С.18-19.; Краткий словарь новых профессий на рынке труда: http://odub.tomsk.ru/image/pdf/7.pdf.
2. Аналитические обзоры подобных работ приведены, например: Бодров В.А. Информационный стресс. - М.: ИП РАН, 2003; Smith M.J., Carayon P., Eberts R., Salvendy G. Human-computer interaction / G. Salvendy (Ed.), Handbook of Industrial Engineering. New York, 1992. P. 1107-1144.
3. См.: Рубцова Н.Е. Психологические основания выделения интегративных типов профессиональ- ной деятельности // Вестник ТвГУ. № 11. 2005.
4. См.: Карпов А.В., Леньков С.Л. Структурно-функциональное строение профессиональной де- ятельности информационного характера. - Тверь, 2006; Карпов А.В., Леньков С.Л. Субъектно- информационные основания психологической теории деятельности // Вестник ЯрГУ. № 10. 2003.
5. См.: Рубцова Н.Е. Обоснование психологической концепции интегративных типов профессио- нальной деятельности // Вестник Московского государственного областного университета. Се- рия «Философские науки» №1. - М.: Изд-во МГОУ. 2006. - С.149-161.
6. См.: Климов Е.А. Психология профессионала. - М., 2003.
7. См.: Рубцова Н.Е. Методологические основания субъект-объектной классификации професси- ональной деятельности // Вестник Московского государственного областного университета. Се- рия «Философские науки» №4.- М.: МГОУ. 2006. - С. 98-102.
8. Holland J.L. Making vocational choices: A theory of careers. N.J., 1973.
9. См.: Карпов А.В. Метасистемная организация уровневых структур психики. - М., 2004.
10. Там же.
11. См.: Носкова О.Г. Психология труда. - М.: Академия, 2004. - 384 с.