ПЛАТОН И ГОГОЛЬ: МИФОЛОГЕМА «РУСЬ» В ПОЭМЕ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»
Аннотация
которой автор статьи пытается включить некоторые идеи Гоголя. В истории понятия «София» вы-
деляют две творческие эпохи: Платон и неоплатонизм и православная софиология. У Вл.Соловьева
и его последователей София - это осуществленный социальный идеал, носителем которого явля-
ется Россия. По мнению современных исследователей творчества Гоголя мифологема Русь в поэме
«Мертвые души» - это гениальная поэтическая метафора подобных национальных устремлений.
The idea of «Sophia» is a central notion in Russian religious-mystic philosophy. The author of this article
tries to include some of Gogol's ideas within this philosophy. There are two creative epochs in the history
of the notion: Platon and neoplatonism, also Orthodox Sophiology. Viadimir Solovyov and his followers considered
Sophia as a realist social ideal. Contemporary researchers of Gogol's works think that mythologema
Russia of Dead Souls is a genious poetic metaphor of such national aspirations
Список литературы
1. И.Анненский. Художественный идеализм Гоголя /И.Аннеский. Книги отражений. М., 1979. С.217- 218, 220; С. Шамбмнаго. Трилогия романтизма: (Н.В.Гоголь). М., 1911. С.76
2. В.Зеньковский. Н.В.Гоголь. Париж, 1964. С.80
3. Н.В.Гоголь. Полное собр. соч. М.,1937. Т.8. С.192
4. М.Вайскопф. Птица тройка и колесница души: Платон и Гоголь /М.Вайскопф. Птица-тройка и колесница души. М., 2003, с.204.
5. Платон. Соч.: В 3 т. М., 1968 - 1972г. Т.3. Ч.1, с.347
6. Платон. Указ., соч., с.348
7. Цит. По: Вайскопф. Указ.соч., с.204
8. Н.В.Гоголь. Уаз.соч., т.2, с.256
9. Там же, с.259
10. Там же, с.265
11. Тынянов Ю.Н. Достоевский и Гоголь (К теории пародии) / Тынянов Ю.Н. Архаисты и новаторы. Л., 1929. С. 417; Белый Андрей. Мастерство Гоголя. М.; Л., 1934. С.45; Виноградов В.В. Этюды о стиле Гоголя / Избранные труды. Поэтика русской литературы. М., 1976. С. 280
12. М.Вайскопф. Поэтика петербургских повестей Гоголя (Приемы объективации и гипостазирова- ния) /М.Вайскопф. Указ. Соч., с.48
13. Там же, с.51
14. Андрей Белый. Мастерство Гоголя. М., 1934. С. 95
15. Платон. Указ., соч., т.2, с.190
16. Н.В.Гоголь. Указ.,соч., т.6, с.40
17. Платон. Указ., соч., с.182
18. Д.Антисери и Дж.Реале. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и Средневековье: /В переводе и под редакцией С.А.Мальцевой. СПб.: Пневма, 2001. С.154
19. П.И.Сазонова. Литературная генеалогия гоголевской птицы-тройки. /Поэтика русской литерату- ры. К 70-летию Ю.В.Манна/. М., 2001, с.161
20. Платон. Там же, с.183
21. М.Вайскопф. Сюжет Гоголя. Морфология. Идеология. Контекст. М. 2003г., с.544-550
22. Н.В.Гоголь. Указ., соч., т.6, с.220
23. Там же, с.221
24. Эйзенштейн С. Избр. произведения: в 6т. М., 1964. Т.3. С.195, 629
25. Цит. по кн. М.Вайскопф. Сюжет Гоголя. С.570
26. Н.В.Гоголь. Там же, с.247
27. В.И.Мильдон. Эстетика Гоголя. М., 1998, с.67
28. А.Н.Лазарева. Духовный опыт Гоголя. М., 1994, с.27
29. Вл.Соловьев. Россия и вселенская церковь. М., 1911, с.371
30. Там же, с.372
31. А.Ф.Лосев. Владимир Соловьев и его время. М., 1990, с.254-255