ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ МИРА В МИФОЛОГИИ И ФИЛОСОФИИ
https://doi.org/10.18384/2310-7227-2022-4-6-11
Аннотация
Цель. Раскрыть свойства сознания в аспекте межличностного группового представления людей об окружающем мире. Определить функции мифологии и философии в этом процессе как двух параллельных форм сознания.
Процедура и методы. Работа выполнена на основе системного и междисциплинарного подходов с использованием метода сравнительного анализа.
Результаты. Выявлено, что мифология создаёт эмоционально-образный групповой взгляд на действительность, а философия – рациональный. Обе эти формы сознания появляются вследствие того, что мир реален и воспринимается двумя способами: эмоционально-образным и рационально-логическим. В то же время они совместно создают общую картину универсума. Следовательно, сознание, которое решает задачи восприятия мира человеком, позволяет создать понимание того, как философия, мифология и религия, а также наука и обыденные представления описывают универсум, в котором живут люди.
Теоретическая и/или практическая значимость. Обосновано, что сознание формируется на обобщениях частных представлений, которые создаются конкретными науками и осмыслением частного опыта обыденной жизни и магии. Оно также появляется в результате изучения практических навыков и личных представлений людей об окружающем мире.
Об авторах
Д. КостадиновичСербия
Костадинович Даниэла – доктор филологических наук, доцент факультета философии
18106, г. Ниш, Университетская площадь, д. 2
Я. В. Бондарева
Россия
Бондарева Яна Васильевна – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии
141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24
Список литературы
1. Горбунов А. С., Мирошкин М. С. Методологические проблемы научных исследований: к вопросу о функциях науки // Философские и методологические проблемы исследования российского общества: сборник трудов V Международной научной конференции, г. Москва, 26 октября 2021 г. М.: Российский университет транспорта, 2022. С. 106–116.
2. Загребин М. В., Буренков С. В. Наука как сложное социальное явление // Философские и методологические проблемы исследования российского общества: сборник трудов V Международной научной конференции, г. Москва, 26 октября 2021 г. М.: Российский университет транспорта, 2022. С. 133–145.
3. Загребин М. В., Буренков С. В. О первостихии разумного категориального способа мышления // Философские и методологические проблемы исследования российского общества: сборник трудов IV Международной научной конференции, г. Москва, 20 ноября 2020 г. / под общ. ред. Г. В. Бариновой, Л. В. Блонского, С. Н. Климова. М.: Российский университет транспорта (МИИТ), 2020. С. 140–146.
4. Мирошкин М. С. Животная сторона экономического бытия человека // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. 2021. № 3 (57). С. 38–47.
5. Мирошкин М. С. Утраченное время экономического бытия человека // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. 2022. № 1 (59). С. 61–70.
6. Полицинский Е. В., Похоруков О. Ю., Синенко В. Я. Актуальные проблемы отечественного технического образования и возможные пути их решения // Сибирский учитель. 2021. № 6 (139). С. 5–12.
7. Синенко В. Я. Интеграция в преподавании естественных и общественных наук. Поучительные примеры из истории наук // Сибирский учитель. 2011. № 3 (76). С. 8–14.
8. Синенко В. Я., Кондратенко А. П., Буланкина Н. Е. Принцип концептуального взаимодействия в преподавании гуманитарных и естественных наук // Сибирский учитель. 2017. № 4 (113). С. 13–16.