Preview

Современные философские исследования

Расширенный поиск

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

https://doi.org/10.18384/2310-7227-2022-3-102-110

Аннотация

Цель. Выявить непосредственную связь между социально-ответственной моделью деятельности современных средств массовой коммуникации и позитивной социализацией личности в информационном массовом обществе.
Процедура и методы. Методологией исследования выступает социально-философский анализ актуальных проблем современного общественного сознания, институциональных связей общества и обеспечения устойчивости социального бытия.
Результаты. Установлено возрастание значения социально-ответственной модели средств массовой коммуникации в современном обществе в связи с необходимостью осуществления позитивного типа социализации новых поколений. Представлены противоречия между некоторыми интересами медиасообщества и общественными интересами в целом, а также интересами социализируемой личности. Раскрывается усиливающееся влияние параметров масс-коммуникационного развития на процесс социализации личности, в связи с чем возникает понимание необходимости совершенствования такого инструментария саморегулирования деятельности средств массовой коммуникации, как этический кодекс журналиста, и дополнения его иными, в том числе правовыми, методами регулирования. Акцентировано внимание на новом типе социальной фрагментации: возникновение сообществ, связанных с блогосферой и деятельностью социальных сетей. Влияние подобных сообществ в ряде случаев может играть детерминирующую роль в ходе социализации индивида. Обоснована необходимость своевременного выявления и достижения необходимого уровня социальной ответственности СМК, обеспечивающего конструктивную социализацию, а также соответствующих усилий общества по поддержанию необходимого баланса между эффективностью и ответственностью в сфере массовой коммуникации.
Теоретическая и/или практическая значимость. Решение проблемы соответствия потребности общества в позитивной социализации индивида и деятельности средств массовой коммуникации обеспечит устойчивое развитие общества и личности в нём, что возможно исключительно в случае выбора социально-ответственной модели массово-коммуникационной среды.

Об авторе

А. С. Горбунов
Московский государственный областной университет
Россия

Горбунов Александр Сергеевич – кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24



Список литературы

1. Беркут В. П. Социально-философский анализ в методологии научного познания // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2016. № 1. С. 14–23.

2. Бондарева Я. В. Мировоззренческие основы научного познания // Молодой исследователь: вызовы, поиски и перспективы развития российского образования: сборник материалов XX Международной научно-практической конференции аспирантов и молодых исследователей, г. Москва, 04 апреля 2017 г. М.: Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 2017. С. 22–28.

3. Гиддингс Ф. Г. Основания социологии / пер. Н. Н. Спиридонов. М.: URSS, 2015. 432 с.

4. Дюркгейм Э. Социология. Её предмет, метод, предназначение / пер. А. Б. Гофмана. М.: Юрайт, 2019. 309 с.

5. Кули Ч. Избранное: сборник переводов / отв. ред. Д. В. Ефременко. М.: ИНИОН РАН, 2019. 234 c.

6. Кули Ч. Х. Социальная самость / пер. Т. Новиковой // Американская социологическая мысль. Тексты / под ред. В. И. Добренькова. М.: МГУ, 1994. С. 222–224.

7. Маслоу А. Мотивация и личность / пер. А. М. Татлыбаевой. СПб.: Евразия, 1999. 408 с.

8. Мид Дж. Азия // Американская социологическая мысль. Тексты / пер. с англ.; под ред. В. И. Добренькова. М.: МГУ, 1994. С. 225–234.

9. Мид Дж. Г. Избранное: сборник переводов / пер. В. Г. Николаева. М.: ИНИОН, 2009. 290 с.

10. Олпорт Г. Становление личности: избранные труды / пер. Д. А. Леонтьева, Л. В. Трубицыной. М.: Смысл, 2002. 462 с.

11. Парсонс Т. О социальных системах / пер. с англ.; под ред. В. Ф. Чесноковой, С. А. Белановского. М.: Академический проект, 2002. 691 с.

12. Прохоров Е. П. Журналист в демократическом обществе: творческая свобода и социальная ответственность // Социальная ответственность журналиста: опыт современного прочтения проблемы: в 2 ч. Ч. 1. Межпрофессиональная экспертиза концепта и контекста. М.: Стратегия, 2003. С. 145–166.

13. Ростовцева М. В., Машанов А. А., Хохрина З. В. Социально-философские проблемы социализации личности в условиях информатизации современного общества // Фундаментальные исследования. 2013. № 6–5. С. 1282–1286.

14. Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы / под ред. Я. Н. Засурского. М.: Вагриус, 1998. 223 с.

15. Тард Г. Монадология и социология / пер. А. Шестаковой. Пермь: Гиле Пресс, 2016. 124 с.

16. Федотов М. А. Право массовой информации в Российской Федерации. М.: Международные отношения, 2002. 624 с.

17. Rogers C. R. On Becoming a Person. Boston: Houghton Mifflin, 1961. 420 p.

18. Yilmaz O., Saribay A. Activating Analytic Thinking Enhances the Value Given to Individualizing Moral Foundations // Cognition. 2017. Vol. 165. P. 88–96.


Рецензия

Просмотров: 209


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5121 (Print)
ISSN 2949-5148 (Online)