Preview

Современные философские исследования

Расширенный поиск

МИФЫ РУССКИХ СИМВОЛИСТОВ О ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (К 570-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ ГЕНИЯ)

https://doi.org/10.18384/2310-7227-2022-3-46-60

Аннотация

Цель. Показать, что рецепция творчества и личности Леонардо в России XIX–XXI вв. – это, в значительной степени, проецирование на его образ актуальных проблем русской национальной культуры и попытка выявления социокультурных перспектив духовных достижений эпохи «серебряного века».
Процедура и методы. В основе исследования лежит компаративистский подход. Используются также методы наблюдения, обобщения, интерпретации и дискурсивный анализ.
Результаты. В ходе работы доказывается, что, если в Западной Европе поздний романтизм и символизм сформировали особый миф о Леонардо, остававшийся явлением по преимуществу литературно-художественным, русский символизм быстро соединился с философскими и религиозно-мистическими исканиями и создал целый ряд мифов об итальянском гении, тесно связанных с наиболее актуальными проблемами коренной трансформации русской духовности. Важнейшим и наиболее влиятельным, в том числе и на западную культуру, был литературный миф о Леонардо, сформированный Д. С. Мережковским, одним из зачинателей «русского духовного ренессанса» и русского символизма. В неповторимо-своеобразном творчестве каждого русского символиста начала ХХ в. складывался собственный уникальный миф о Леонардо, включавший существенную мистическую составляющую.
Теоретическая и/или практическая значимость. Показано, что в русском символизме итальянский гений рассматривался не только как универсальный мастер и выдающийся учёный, но как сложная, мятущаяся личность, наделённая глубокой и противоречивой душой, отражённой в его шедеврах непреходящей ценности. В среде символистов не было единства взглядов на личность и творчество Леонардо: между старшими и «младшими» символистами они различались кардинально; соответственно, и мифы о Леонардо были разными. Их объединяло общее прочтение творческого духа Леонардо, которое имело откровенно мистический характер.

Об авторе

В. В. Кравченко
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)
Россия

Кравченко Виктория Владимировна — доктор философских наук, доцент, профессор кафедры лингвистики и переводоведения

125993, г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 4Г



Список литературы

1. Баликова М. С. Образы художников в ранней прозе Д. С. Мережковского // Новый филологический вестник. 2017. № 2 (41). С. 101–107.

2. Бальмонт К. Д. Несобранное и забытое из творческого наследия: в 2 т. Т. 2: Черчу рассказ я. СПб.: Росток, 2016. 830 с.

3. Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. 528 с.

4. Бердяев Н. А. Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы. Берлин: Обелиск, 1924. 142 с.

5. Блок А. А. Собрание сочинений: в 8 т. Т. 5. М., Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1962. 804 с.

6. Булгаков С. Н. Тихие думы. М.: Республика, 1996. 509 с.

7. Волошин М. А. Собрание сочинений: в 12 т. Т. 1. М.: Эллис Лак, 2003. 608 с.

8. Волошин М. А. Собрание сочинений: в 12 т. Т. 6. Кн. 1. М.: Эллис Лак, 2007. 896 с.

9. Гребнева М. П. Ароматы жизни и смерти в произведениях русских авторов о Флоренции // Вестник Томского госуниверситета. Серия: Филология. 2018. № 54. С. 182–193.

10. Дефье О. В. Д. Мережковский: преодоление декаданса (раздумья над романом о Леонардо да Винчи). М.: Мегатрон, 1999. 125 с.

11. Зуева Г. С., Горланов Г. Е. Зеркальная двуликость образа главного героя романа Д. С. Мережковского «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи» // Сибирский филологический журнал. 2016. № 2. С. 53–62.

12. Иванов Вяч. И. Предчувствия и предвестия. Новая органическая эпоха и театр будущего // Иванов Вяч. И. Родное и вселенское. М.: Республика, 1994. С. 37–50.

13. Иванов Вяч. И. Символика эстетических начал // Иванов Вяч. И. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 1. Брюссель: Foyer Oriental Chrétien, 1971. С. 823–830.

14. Королёва В. В. Миф о художнике Леонардо в романах Д. С. Мережковского «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи» и Э. Т. А.Гофмана «Эликсиры дьявола» // Вестник Костромского госуниверситета. 2019. № 2. С. 159–164.

15. Кравченко В. В. Владимир Соловьёв и София. М.: Аграф, 2006. 384 с.

16. Кравченко В. В. Мистицизм в русской философской мысли XIX – начала ХХ ст. М.: Издатцентр, 1997. 280 с.

17. Кравченко В. В. Религиозно-эстетическое творчество и мистические искания Д. С. Мережковского // Антология современной русской философии: в 2 т. Т. 2 / под ред. М. В. Бахтина. М.: Энциклопедист-Максимум, 2021. С. 405–422.

18. Мережковский Д. С. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М.: Республика, 1995. 624 с.

19. Мережковский Д. С. Мистическое движение нашего века // Труд. 1893. № 4. С. 33–40.

20. Мережковский Д. С. Полное собрание сочинений: в 24 т. Т. 1. М.: Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1914. 292 с.

21. Океанский В. П. Русский Леонардо: художественная концепция мира в творчестве А. С. Хомякова (поэтическая метафизика имени). Шуя: Шуйский государственный педагогический университет, 2006. 286 с.

22. Палья К. Личины сексуальности / пер. с англ. С. Никитина. Екатеринбург: У-Фактория: Уральский университет, 2006. 880 с.

23. Пархоменко Т. А. Италия в жизни русской творческой элиты (от Московской Руси к Советской России) // «Друг – зеркало для друга…»: Российско-итальянские общественные и культурные связи, Х–ХХ вв. / отв. ред. И. В. Поткина. М.: Институт российской истории РАН, 2013. С. 177–194.

24. Патер У. Ренессанс. Очерки искусства и поэзии / пер. С. Г. Займовского. М.: Проблемы эстетики, 1912. 194 с.

25. Приходько И. C. «Вечные спутники» Д. С. Мережковского (К проблеме мифологизации культуры) // Д. С. Мережковский: мысль и слово / под ред. В. А. Келдыш, И. В. Корецкой, М. Л. Никитина. М.: Наследие, 1999. С. 198–206.

26. Соловьёв Вл. С. Сочинения: в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1988. 892 с.

27. Соловьёв Вл. С. Русские символисты // Соловьев Вл. С. Литературная критика. М.: Современник, 1990. С. 144–154.


Рецензия

Просмотров: 177


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5121 (Print)
ISSN 2949-5148 (Online)