Preview

Современные философские исследования

Расширенный поиск

ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЁЖИ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗМА: ОТ ДУХОВНОСТИ К МОБИЛЬНОСТИ

https://doi.org/10.18384/2310-7227-2022-2-84-92

Аннотация

Цель. Обоснование проблемы личностного самоопределения молодёжи в эпоху глобализма и мобильности. Философская концептуализация самоидентичности и духовно-нравственных ценностей, глобальной идентичности и ценностей мобильности. Идентификация традиционных духовнонравственных ценностей как варианта антропологического и личностного самоопределения.
Процедура и методы. Основное содержание исследования составляет анализ проблемы самоопределения личности у молодёжи, феноменов мобильности, глобальной идентичности, духовного, духовно-нравственных ценностей, самоидентичности. С применением феноменологического, герменевтического подходов рассматривается проблема личностного самоопределения у молодёжи в эпоху мобильности и глобализма.
Результат. Актуализирована значимость проблемы личностного самоопределения молодёжи в эпоху мобильности и глобализма. С помощью философской концептуализации феноменов мобильности, глобальной идентичности, духовности, духовно-нравственных ценностей, саомидентичности проблематизируется личностное самоопределение молодёжи. Показана значимость дома как маркёра духовно-нравственных ценностей и как варианта самоопределения.
Теоретическая и/или практическая значимость. В работе даётся различение и описание мобильности и глобальной идентичности как ценностно-смыслового ориентира молодёжи. Со ссылкой на проведённые авторами социологические и психологические исследования по идентификации ценностных установок молодёжи доказывается, что мобильность и инициированная ими глобальная идентичность подталкивают человека к переосмыслению и непринятию традиционных духовно-нравственных ценностей, в том числе дома.

Об авторах

Е. А. Евстифеева
Тверской государственный технический университет
Россия

Евстифеева Елена Александровна – доктор философских наук, профессор, проректор по развитию персонала, заведующая кафедрой психологии и философии

170026, Тверская обл., г. Тверь, наб. Афанасия Никитина, д. 22



С. И. Филиппченкова
Тверской государственный технический университет
Россия

Филиппченкова Светлана Игоревна – доктор психологических наук, профессор кафедры психологии и философии

170026, Тверская обл., г. Тверь, наб. Афанасия Никитина, д. 22



А. Ю. Харченко
Международное Евразийское движение
Россия

Харченко Андрей Юрьевич – кандидат философских наук, руководитель департамента Ближнего Востока и Северной Африки

125375, г. Москва, ул. Тверская, д. 7



Список литературы

1. Ассанджоли Р. Психосинтез / пер. с англ. В. Данченко. 2-е изд. М.: PSYLIB, 2002. 416 с.

2. Бердяев Н. О назначении человека. М.: Республика, 1993. 383 c.

3. Братусь Б. С. Аномалии личности. Психологический подход. М.: Наука, 2019. 907 с.

4. Гиренок Ф. И. Патология русского ума. Картография дословности. М: Аграф, 1998. 416 с.

5. Гиренок Ф. И. Фигуры и складки. 2-е изд. М.: Академический проект, 2014. 249 с.

6. Гроф С. За пределами мозга / пер. с англ. А. Киселева. М.: Изд-во Московского трансперсонального центра, 1993. 500 с.

7. Дильтей В. Описательная психология / пер. с нем. Е. Д. Зайцевой. СПб.: Алетейя, 1996 160 с.

8. Евстифеева Е. А., Майкова Э. Ю., Филиппченкова С. И. Человеческий капитал российской молодёжи: конфигурация ценностных установок, личностный потенциал, профессиональный этос и модель управления качеством жизни, связанным со здоровьем: монография. Тверь: Редакционноиздательский центр Тверского государственного технического университета, 2020. 168 с.

9. Евстифеева Е. А., Филиппченкова С. И., Удалова Л. В. Традиционные духовно-нравственные ценности, репродуктивное здоровье российской молодёжи и технологии его генерирования в образовательных практиках: междисциплинарный проект // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. 2021. № 3 (41). С. 16–27.

10. Емелин В. А., Тхостов А. Ш. Дисформативная идентичность // Вопросы философии. 2020. № 4. С. 80–91.

11. Зинченко В. П. Посох Мандельштама и Трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. М.: Новая школа, 1997. 337 с.

12. Марк Аврелий Антонин. Наедине с собой. Размышления / пер. с греч. С. М. Роговина. СПб.: Кристалл, 1999. 448 с.

13. О ценностных приоритетах в самосознании российской молодёжи / Е. А. Евстифеева, А. М. Ульянов, С. И. Филиппченкова, Л. В. Удалова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2019. № 3 (48). С. 72–76.

14. Тиллих П. Избранное. Теология культуры / пер. с англ. М.: Юрист, 1995. 479 с.

15. Уилбер К. Интегральная психология / пер. с англ. А. Киселева. М.: АСТ, 2004. 412 с.

16. Франкл В. Человек в поисках смысла / пер. Д. А. Леонтьева, М. П. Папуша, Е. В. Эйдмана. М.: Прогресс, 1990. 368 с.

17. Харченко А. Ю. Конфигурация идентичностей и риск ответственности в социальных практиках мобильности: автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 2017. 25 с.

18. Юнг К. Феномен духа в искусстве и науке / пер. с нем. М.: Ренессанс, 1992. 320 с.

19. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия / пер. М. С. Драбкиной. М.: Класс, 1999. 576 с.

20. Yevstifeeva Ye., Maikova E., Filippchenkova S. Saving Human Capital in Digital Epoch // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences (EpSBS): International Scientific and Practical Conference. London: European Publisher, 2021. P. 843–849.


Рецензия

Просмотров: 221


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5121 (Print)
ISSN 2949-5148 (Online)