ОБЩЕНАУЧНЫЙ АЛГОРИТМ ПОЗНАНИЯ И ФОРМЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
https://doi.org/10.18384/2310-7227-2022-2-15-21
Аннотация
Цель. На эпистемологическом уровне, фиксирующем результаты научных исследований, выявить формы процесса поиска истины, каковыми являются категории, законы, принципы, концепции и научные теории.
Процедура и методы. Работа выполнена на основе системного подхода с учётом междисциплинарной значимости изучаемого предмета.
Результаты. Выявлено, что эпистемологические формы обретают научный статус только в том случае, если отражают сущность определённых фрагментов бытия, имеют своё специфическое онтологическое основание. Понятия (категории) отражают суть элементов предметной области конкретной науки; законы – сущности их связей; принципы – сущности способов (последовательностей) связей элементов конкретного предметного поля; концепции – сущности воздействий классов явлений среды на феномены, изучаемые конкретной наукой; теории – сущности воздействий на них среды как некого целостного образования.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в совершенствовании методологических компетенций на этапе модернизации системы образования.
Об авторах
Д. КостадиновичРоссия
Костадинович Даниэла – доктор филологических наук, доцент факультета философии
18106, г. Ниш, Университетская площадь, д. 2
Я. В. Бондарева
Россия
Бондарева Яна Васильевна – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии
141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24,
Список литературы
1. Zagrebin M. V., Burenkov S. V. [On the Primary Element of a Rational Categorical Way of Thinking]. In: Barinova G. V., Blonsky L. V., Klimov S. N., eds. Filosofskie i metodologicheskie problemy issledovaniya rossijskogo obshchestva: sbornik trudov IV Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii [Philosophical and Methodological Problems of the Study of the Russian Society: A Collection of Proceedings of the IV International Scientific Conference]. Moscow, Russian University of Transport Publ., 2020, pp. 140–146.
2. Zagrebin M. V., Burenkov S. V. [Science as a Complex Social Phenomenon]. In: Filosofskie i metodologicheskie problemy issledovaniya rossijskogo obshchestva: sbornik trudov V Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, Moskva, 25 noyabrya 2021 g. [Philosophical and Methodological Problems of the Study of the Russian Society: Proceedings of the V International Scientific Conference, Moscow, November 25, 2021]. Moscow, Russian University of Transport Publ., 2022, pp. 133–145.
3. Kokorin A. A. Metodologiya nauchnyh issledovanij [Methodology of Scientific Research]. Moscow, MRSU Ed. off. Publ., 2015. 353 p.
4. Molokov Yu. G., Sinenko V. Ya. [New Russia and New Education (Invitation to Conversation)]. In: Sibirsky uchitel [Siberian Teacher], 2010, no. 4 (70), pp. 27–28.
5. Sinenko V. Ya., Kondratenko A. P., Bulankina N. E. [The Principle of Conceptual Interaction in Teaching the Humanities and Natural Sciences]. In: Sibirsky uchitel [Siberian Teacher], 2017, no. 4 (113), pp. 13–16.
6. Sinenko V. Ya. [On the Modernization of the System of Additional Professional Pedagogical Education]. In: Metodist [Methodologist], 2011, no. 9, pp. 5–9.
7. Ellul J. Autopsy of Revolution. Eugene, Oregon, Wipf and Stock Publ., 2012. 318 p.
8. Gadamer H. G. Truth and Method. London, New York, Continuum Publ., 2004. 637 p.