Preview

Современные философские исследования

Расширенный поиск

КАРТИНА МИРА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТ

https://doi.org/10.18384/2310-7227-2016-4-22-28

Аннотация

В статье рассматриваются и анализируются современные представления о конструировании картины мира как в сознании человека, так и в науке в целом. Исследуя конструктивистский подход в теории познания, автор приходит к выводу, что научная рациональность на современном этапе развития науки построена на единой научной картине мира, являющейся междисциплинарным конструктом. На примере социально-конструктивистского подхода к определению социальной картины мира описан современный процесс конструирования картины мира в сознании человека. В статье обосновывается, что каждая специальная научная картина мира является в свою очередь специальной языковой картиной мира, поскольку описывается специфическими языковыми средствами, так как в ней используется понятие образа в качестве ментального лингвистического конструкта языковой картины мира. Автор приходит к выводу, что центром социальной картины мира является творческая коммуникативная личность, конструирующая и одновременно конструируемая социальной реальностью в процессе своего познания.

Об авторе

Ольга Викторовна Джиган
Национальный исследовательский университет «МИЭТ»
Россия


Список литературы

1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социоло гии знания. М.: Медиум, 1995. 323 с.

2. Даниелян Н.В. Конструктивистский и научно-рациональный подходы в естественных науках: монография. М.: Издательство МГОУ 2011. 266 с.

3. Касавин И.Т. Междисциплинарные исследования и социальная картина мира // Фило софия науки. Ежегодник / отв. ред. И.А. Герасимова. М.: ИФ РАН, 2014. С. 9-26.

4. Лекторский В.А. Реализм, антиреализм, конструктивизм и конструктивный реализм в современной эпистемологии и науке // Конструктивистский подход в эпистемологии и науках о человеке / отв. ред. В.А. Лекторский. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009. С. 5-40.

5. Маркова Л.А. Трансформация междисциплинарности в контексте социальной эписте мологии // Философия науки. / отв. ред. И.А. Герасимова. М.: ИФ РАН, 2014. С. 27-35.

6. Матьяш О.И. Что такое коммуникация и нужно ли нам коммуникативное образова ние / [Электронный ресурс]. URL: http://www.russcomm.ru/rca_biblio/m/matyash01. shtml (дата обращения: 21.10.2015).

7. Соколова Е.Е., Гурина Р.В. О соотношении языковой и научной картин мира // Гумани тарные науки: теория и методология. 2010. № 3. С. 83-88.

8. Стёпин В.С. Российская ментальность и рыночные реформы // Экономика и обще ственная среда: неосознанное взаимовлияние: науч. записки и очерки / под ред. О.Т. Богомолова М.: Ин-т экономич. стратегий, 2008. С. 143-166.

9. Gergen, K.J. The Social Constructionist Movement in Modern Psychology. // American Psychologist. 1985. Vol. 40. No. 3. P. 266-275.

10. Gergen, K.J. Towards Transformation in Social Knowledge. New York: Springer-Verlag, 1982. 260 p.


Рецензия

Просмотров: 94


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5121 (Print)
ISSN 2949-5148 (Online)