Preview

Современные философские исследования

Расширенный поиск

МЕСМЕРИЗМ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ КАЗАНСКОЙ ТРАДИЦИИ АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕИЗМА КАК ПАРАДИГМАЛЬНОЕ ОСНОВАНИЕ НОВЕЙШЕЙ ФОРМЫ МИСТИЦИЗМА XIX В

https://doi.org/ 10.18384/2310-7227-2018-2-109-123

Аннотация

В статье анализируется историко-философская концепция, изложенная в произведении В.А. Снегирева «Спиритизм как религиозно-философская доктрина», касающаяся закономерностей становления классической немецкой философии как новейшей формы философского мистицизма. Цель работы: опираясь на традицию казанского академического теизма, обосновать месмеризм, преобразующийся на рубеже XVIII-XIX столетий в свою следующую историческую форму - развитую концепцию спиритизма, как парадигмальное основание классической немецкой философии, показать его генетическую взаимосвязь с зарождающейся паранаукой. Автор приходит к выводу, что завершившаяся к середине XIX в. подмена метафизических оснований, объекта исследований, ложные цели и задачи при игнорировании необходимых пограничных критериев в ближайшей исторической перспективе предполагают трансформацию от науки к лженауке, от философии к агностицизму, от личности к индивиду.

Об авторе

Виктория Викторовна Бондаренко
Дальневосточный федеральный университет
Россия


Список литературы

1. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в её связи с наукой: учеб. пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. 456 с.

2. Гегель Г.В. Лекции по истории философии. Кн. 1. СПб.: Наука, 1993. 350 с.

3. Гуссерль Э. Картезианские размышления / пер. с нем. Д.В. Скляднева; науч. ред. Я.А. Слинин. СПб.: Наука: Ювента, 1998. 315 с.

4. Журавский А.В. Казанская духовная академия на переломе эпох, 1884-1921 гг.: дис. …канд. ист. наук. М., 1999. 301 с.

5. Кожинов В.В. Пророк в своем отечестве. Федор Тютчев - Россия век XIX. Германия. М.: Алгоритм, 2001. 416 с.

6. Коцюба В.И. Духовно-академическая философия XIX столетия в немецкой историко-философской науке XX в. // Вопросы философии. 2017. № 2. С. 117-127.

7. Ницше Фр. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм // Ницше Фр. Сочинения: в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1990. С. 47-157.

8. Пишун С.В., Гунькин И.В., Пинчук В.Ю., Сахатский А.Г. Православный философский теизм (XIX - начала XX веков): монография. Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2006. 196 с.

9. Розин В.М. Демаркация науки и религии. Анализ учения и творчества Эмануэля Сведенборга. М.: ЛКИ, 2007. 168 с.

10. Румянцева Т.Г. Работа И. Канта «Грёзы духовидца, проясненные грезами метафизики» и её значение для становления нового типа метафизики // Веснік Беларускага дзяржаўнага універсітэта. Серыя 3. Гісторыя. Эканоміка. Права. 2012. № 1. С. 33-37.

11. Снегирев В.А. Спиритизм как религиозно-философская доктрина // Православный собеседник. 1871. Ч. 1. С. 279-316.

12. Соловьев А.П. Философские исследования в научно-богословском журнале Казанской духовной академии «Православный собеседник» (1855-1918) // Христианское чтение. 2017. № 2. С. 252-275.

13. Хрисанф (Ретивцев), архим. Взгляд на мнение новейших рационалистов о существе религии // Православный собеседник. 1860. Т. III. С. 162-195.

14. Шабанова Ю.А. Мистический аспект в антропологии Эдит Штайн: от феноменологии к томизму // Антропологiчнi вимiри фiлософських дослiджень. 2016. № 10. С. 107-120.

15. Шеллинг Ф.В.Й. Философия откровения: в 2 т. Т. 2. СПб.: Наука, 2002. 480 с.

16. Шишков И.З. В поисках новой рациональности: философия критического разума. М.: Едиториал УРСС, 2003. 437 с.

17. Шишков И.З. История философии: Реконструкция истории европейской философии через призму теории познания: учеб. пособие. М.: ЛИБРОКОМ, 2013. 848 с.

18. Ясперс К. Введение в философию /под ред. А.А. Михайлова. Минск.: Пропилеи, 2000. 192 с.


Рецензия

Просмотров: 66


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5121 (Print)
ISSN 2949-5148 (Online)