Preview

Современные философские исследования

Расширенный поиск

МЕСМЕРИЗМ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ КАЗАНСКОЙ ТРАДИЦИИ АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕИЗМА КАК ОСНОВАНИЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ РЕЛИГИИ ОТКРОВЕНИЯ В НОВОЕВРОПЕЙСКОЙ ДУХОВНОЙ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ

https://doi.org/ 10.18384/2310-7227-2018-3-30-41

Аннотация

В исследовании сделана попытка, опираясь преимущественно на казанскую духовно-академическую традицию, проследить генетическую преемственность между такими феноменами новоевропейской культуры, как месмеризм, церковный и внецерковный мистицизм, материалистическо-трансформистские философско-религиозные течения. Рассмотрен эпизод, характеризующий совпадение мировоззренческих оснований западноевропейской христианской и гностической традиций. Прослежена прямая связь между доктринальными положениями католической церкви и секулярным направлением развития европейской культуры. Цель работы: в ходе интерпретации казанской традиции академического теизма рассмотреть феномен месмеризма, сложившийся во Франции на рубеже XVIII-XIX вв., как выражение общеевропейской установки на смену мировоззренческой парадигмы.

Об авторе

Виктория Викторовна Бондаренко
Дальневосточный федеральный университет
Россия


Список литературы

1. Гвардини Р. Конец нового времени // Вопросы философии. 1990. № 4. С. 127-163.

2. Горлова Е.В. Особенности процесса перехода Нью Эйдж из элитарной культуры в массовую // Вопросы элитологии: философия, культура, политика: ежегодный альманах Астраханского элитологического сообщества. Астрахань: Индивидуальный предприниматель Сорокин Роман Васильевич, 2013. С. 48-54.

3. Гриншпун И.Б. История психотерапии. Лекция 2. Предыстория психотерапии (Часть I) // Консультативная психология и психотерапия. 2015. № 3 (87). С. 161-182.

4. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М.: ЭКСМО-Пресс, ЭКСМО-МАРКЕТ, 2000. 736 с.

5. Доброхотов А.Л. Избранное. М.: Территория будущего, 2008. 472 с.

6. Ермаков В.А. Идеологическая взаимосвязь доктрин масонства, фрейдизма и сатанизма // Новое слово в науке перспективы развития. 2016. № 1-2 (7). С. 162-165.

7. Ермошина К.А. О статусе паранауки: возможна ли наука о чудесах? // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2010. № 3. С. 11-14.

8. Карсавин Л.П. Сочинения. М.: Паритет, 1993. 496 с.

9. Колпакова М.Ю. Эволюция психотерапии // Культурно-историческая психология. 2009. № 3. С. 91-100.

10. Крючкова Е.В. Формирование предпосылок возникновения идей Нью Эйдж в американском обществе XIX в. // Грамота. 2011. № 6 (12). С. 104-107.

11. Кураев Андрей, протодиак. Лишний догмат: filioqe. Вызов экуменизма. М.: Грифон. 480 с.

12. Кучеренко В.В., Петренко В.Ф. Измененные состояния сознания: психологический анализ // Вопросы психологии. 1998. № 3. С. 70-78.

13. Леньков С.Л., Рубцова Н.Е. Более чем практические проблемы практической психологии // Перспективы психологической науки и практики: сборник статей Международной научно-практической конференции, 16 июня 2017. М.: Издательство Московского государственного университета дизайна и технологии, 2017. С. 728-733.

14. Носачев П. Оккультизм и романтизм как две формы «секуляризованного эзотеризма» XIX - начала XX в. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. № 4 (33). С. 204-227.

15. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 57 000 слов / под ред. Н.Ю. Шведовой. 16-е изд., испр. М.: Русский язык, 1984. 797 с.

16. Пази М. Оккультизм и современность: некоторые ключевые моменты. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2013. № 4 (31). С. 276-296.

17. Библиография русскоязычных исследований по западному эзотеризму / С.А. Панин и др. // ALITER. 2016. Т. 1. № 6. С. 102-112.

18. Петренко В.Ф. Мироощущение всеединства // Человек. 2015. № 5. С. 22-29.

19. Пий XII, папа. Humani Generis (В человеческом роде): энциклика о некоторых ложных мнениях, угрожающих подрывом основ католического учения. П. 36. // KATOLIK.RU: христианский католический портал. URL: http://www.katolik.ru/dokumenty-vatikana/item/1321- (дата обращения 19.06.2018).

20. Подмор Ф. Спиритизм. Историческое и критическое исследование: в 2 т. Т. 1. пер. с англ. М.: Петрово-Словово; СПб.: Типография Санкт-Петербургского акционерного общества «Слово», 1904. 322 с.

21. Радлов Э.Л. Философский словарь: логика, психология, этика, эстетика и история философии / вступ. ст. А.А. Шевцова. Иваново: Роща Акад., 2013. 455 с.

22. Раздъяконов В.С. После Просвещения: западный спиритизм в поисках синтеза науки и религии // Обсерватория культуры. 2008. № 2. С. 146-153.

23. Рождественский М. Гностицизм и христианство: студенческая работа. 291 с.

24. Скоромохов М.В., Внутских А.Ю. О проблеме демаркации и определении паранауки // Человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии: материалы XVII Междунар. науч.-практ. конф. студ., асп. и молодых ученых, Пермь, 27-28 ноября 2014 г. Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2014. С. 148-155.

25. Снегирев В.А. Спиритизм как религиозно-философская доктрина // Православный собеседник. 1871. Ч. 1. С. 12-41.

26. Снегирев В.А. Спиритизм как религиозно-философская доктрина // Православный собеседник. 1871. Ч. 3. С. 9-51.

27. Таннери П. Исторический очерк развития естествознания в Европе (с 1300 по 1900 гг.) / пер. с фр.; под ред. С.Ф. Васильева. 2-е изд. М.: ЛИБРОКОМ, 2011. 266 с.

28. Фиалко М.М. Четыре портрета месмеризма эпохи расцвета (об одном конволюте из собрания Н.А. Кушелева-Безбородко в фондах редкой книги НИОРК БАН) // Петербургская библиотечная школа. 2017. № 1 (57). С. 71-76.

29. Юрьев А. Учение Дарвина и его школы о происхождении и развитии психической жизни человека: студенческая работа. Казань, 1878. 98 с.


Рецензия

Просмотров: 88


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5121 (Print)
ISSN 2949-5148 (Online)