Preview

Contemporary Philosophical Research

Advanced search

MESMERISM IN THE KAZAN TRADITION OF ACADEMIC THEISM AS THE BASIS FOR ALTERNATIVE RELIGION OF REVELATION IN THE NEO-EUROPEAN SPIRITUAL AND INTELLECTUAL CULTURE

https://doi.org/ 10.18384/2310-7227-2018-3-30-41

Abstract

Based mainly on the Kazan spiritual and academic tradition, this study attempts at revealing genetic continuity between such phenomena of the Neo-European culture as mesmerism, ecclesiastical and extra-church mysticism, materialistic and transformist philosophical and religious currents. An episode describing the coincidence of the Western European Christian and Gnostic traditions is considered. A direct connection between the doctrinal provisions of the Catholic Church and the secular direction in the development of the European culture is traced. The purpose of the work is to study the phenomenon of mesmerism, established in France at the turn of the 18th -19th centuries, as a pan-European reaction to the paradigm change.

About the Author

Viktoriya V. Bondarenko
Far Eastern Federal University
Russian Federation


References

1. Гвардини Р. Конец нового времени // Вопросы философии. 1990. № 4. С. 127-163.

2. Горлова Е.В. Особенности процесса перехода Нью Эйдж из элитарной культуры в массовую // Вопросы элитологии: философия, культура, политика: ежегодный альманах Астраханского элитологического сообщества. Астрахань: Индивидуальный предприниматель Сорокин Роман Васильевич, 2013. С. 48-54.

3. Гриншпун И.Б. История психотерапии. Лекция 2. Предыстория психотерапии (Часть I) // Консультативная психология и психотерапия. 2015. № 3 (87). С. 161-182.

4. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М.: ЭКСМО-Пресс, ЭКСМО-МАРКЕТ, 2000. 736 с.

5. Доброхотов А.Л. Избранное. М.: Территория будущего, 2008. 472 с.

6. Ермаков В.А. Идеологическая взаимосвязь доктрин масонства, фрейдизма и сатанизма // Новое слово в науке перспективы развития. 2016. № 1-2 (7). С. 162-165.

7. Ермошина К.А. О статусе паранауки: возможна ли наука о чудесах? // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2010. № 3. С. 11-14.

8. Карсавин Л.П. Сочинения. М.: Паритет, 1993. 496 с.

9. Колпакова М.Ю. Эволюция психотерапии // Культурно-историческая психология. 2009. № 3. С. 91-100.

10. Крючкова Е.В. Формирование предпосылок возникновения идей Нью Эйдж в американском обществе XIX в. // Грамота. 2011. № 6 (12). С. 104-107.

11. Кураев Андрей, протодиак. Лишний догмат: filioqe. Вызов экуменизма. М.: Грифон. 480 с.

12. Кучеренко В.В., Петренко В.Ф. Измененные состояния сознания: психологический анализ // Вопросы психологии. 1998. № 3. С. 70-78.

13. Леньков С.Л., Рубцова Н.Е. Более чем практические проблемы практической психологии // Перспективы психологической науки и практики: сборник статей Международной научно-практической конференции, 16 июня 2017. М.: Издательство Московского государственного университета дизайна и технологии, 2017. С. 728-733.

14. Носачев П. Оккультизм и романтизм как две формы «секуляризованного эзотеризма» XIX - начала XX в. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. № 4 (33). С. 204-227.

15. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 57 000 слов / под ред. Н.Ю. Шведовой. 16-е изд., испр. М.: Русский язык, 1984. 797 с.

16. Пази М. Оккультизм и современность: некоторые ключевые моменты. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2013. № 4 (31). С. 276-296.

17. Библиография русскоязычных исследований по западному эзотеризму / С.А. Панин и др. // ALITER. 2016. Т. 1. № 6. С. 102-112.

18. Петренко В.Ф. Мироощущение всеединства // Человек. 2015. № 5. С. 22-29.

19. Пий XII, папа. Humani Generis (В человеческом роде): энциклика о некоторых ложных мнениях, угрожающих подрывом основ католического учения. П. 36. // KATOLIK.RU: христианский католический портал. URL: http://www.katolik.ru/dokumenty-vatikana/item/1321- (дата обращения 19.06.2018).

20. Подмор Ф. Спиритизм. Историческое и критическое исследование: в 2 т. Т. 1. пер. с англ. М.: Петрово-Словово; СПб.: Типография Санкт-Петербургского акционерного общества «Слово», 1904. 322 с.

21. Радлов Э.Л. Философский словарь: логика, психология, этика, эстетика и история философии / вступ. ст. А.А. Шевцова. Иваново: Роща Акад., 2013. 455 с.

22. Раздъяконов В.С. После Просвещения: западный спиритизм в поисках синтеза науки и религии // Обсерватория культуры. 2008. № 2. С. 146-153.

23. Рождественский М. Гностицизм и христианство: студенческая работа. 291 с.

24. Скоромохов М.В., Внутских А.Ю. О проблеме демаркации и определении паранауки // Человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии: материалы XVII Междунар. науч.-практ. конф. студ., асп. и молодых ученых, Пермь, 27-28 ноября 2014 г. Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2014. С. 148-155.

25. Снегирев В.А. Спиритизм как религиозно-философская доктрина // Православный собеседник. 1871. Ч. 1. С. 12-41.

26. Снегирев В.А. Спиритизм как религиозно-философская доктрина // Православный собеседник. 1871. Ч. 3. С. 9-51.

27. Таннери П. Исторический очерк развития естествознания в Европе (с 1300 по 1900 гг.) / пер. с фр.; под ред. С.Ф. Васильева. 2-е изд. М.: ЛИБРОКОМ, 2011. 266 с.

28. Фиалко М.М. Четыре портрета месмеризма эпохи расцвета (об одном конволюте из собрания Н.А. Кушелева-Безбородко в фондах редкой книги НИОРК БАН) // Петербургская библиотечная школа. 2017. № 1 (57). С. 71-76.

29. Юрьев А. Учение Дарвина и его школы о происхождении и развитии психической жизни человека: студенческая работа. Казань, 1878. 98 с.


Review

Views: 87


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5121 (Print)
ISSN 2949-5148 (Online)