Обман как социокультурный код. Лицедейство и сказка
https://doi.org/10.18384/2949-5148-2025-2-110-118
Аннотация
Цель. Оценка лицедейства как разновидности обмана, взятого в его негативных коннотациях, и как явления противостояния правде – ценностной универсалии социальной жизни.
Процедура и методы. Представлен социально-философский анализ обмана в ряду релевантных понятий (правда, ложь, лицедейство, трикстер) и как константы социальных отношений. С использованием феноменологического и герменевтического подходов показано, что лицедейство как одна из практик обмана в масштабе своём обнаруживается в обществе массовой культуры. Результаты. Изучение механизмов лицедейства как разновидности обмана показало, что данная практика является константой общественных и межличностных взаимоотношений
Теоретическая и/или практическая значимость работы состоит в проблематизации и концептуализации лицедейства как практики обмана, что имеет важное значение для понимания трансформации социальных отношений в условиях вызовов современности.
Ключевые слова
Об авторах
В. В. ПихновскийРоссия
Пихновский Вадим Владимирович – аспирант кафедры психологии, истории и философии
г. Тверь
Е. А. Евстифеева
Россия
Евстифеева Елена Александровна – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой психологии, истории и философии; заведующий кафедрой философии и психологии с курсами биоэтики и истории Отечества
г. Тверь
Д. Д. Григорьева
Россия
Григорьева Дарья Дмитриевна – кандидат философских наук, доцент кафедры, философии и психологии с курсами биоэтики и истории Отечества
г. Тверь
Список литературы
1. Авдеенко Е. В. Социально-философские и эволюционные предпосылки обмана // Гуманитарные и социальные науки. 2023. Т. 100. № 5. С. 2–9. DOI: 10.18522/2070-1403-2023-100-5-2-9.
2. Гиренок Ф. И. Ценности и смыслы в галлюценозе русского сознания. М.: Проспект, 2025. 392 с.
3. Дубровский Д. И. Обман. Философско-психологический анализ. М.: РЭЙ, 1994. 120 с.
4. Рахимова М. В. Социально-философский анализ феномена «синдрома Апаты»: обман как свойство театральной природы человека // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. 2023. № 2. С. 88–95.
5. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. М.: Наука, 2000. 496 с.
6. Монтень М. Об изобличении лжи // Монтень М. Опыты: в 3 кн. Книги первая и вторая. М.: Наука, 1979. С. 591–595.
7. Дубровский Д. И. Расшифровка кодов (Методологические аспекты проблемы) // Вопросы философии. 1979. № 12. С. 87–100.
8. Переслегин С. Б. Цивилизации в людях и кодах // Изборский клуб. 2020. № 9 (85). С. 24–34.
9. Рау И. Истина и заблуждение, правда и ложь: философские заметки // Право и практика. 2021. № 4. С. 234–241. DOI: 10.24412/2411-2275-2021-4-234-241.
10. Франк С. Реальность и человек. М.: Республика, 1997. 344 с.
11. Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов / пер. с англ. М.: Совершенство: Port-Royal, 1997. 384 с.
12. Артемова Ю. А. Социальный трикстер как герой социокультурной неопределённости // Практическая философия: состояние и перспективы: сборник материалов VII научной конференции (Симферополь, 13–14 мая 2024 г.). Симферополь: Ариал, 2024. С. 252–256.
13. Былевский П. Г. «Виртуальная реальность» как инструмент глобальных манипуляций социально-культурной идентичностью // Философия и культура. 2024. № 2. С. 72–83. DOI: 10.7256/2454-0757.2024.2.69843.
14. Симонян Э. Г. Обман как социальное явление: структурно-функциональный подход // Социально-гуманитарные знания. 2023. № 3. С. 70–73.
15. Кудряшев А. Ф., Елхова О. И. Перевёрнутая истина // Современные философские исследования. 2023. № 4. С. 58–70. DOI: 10.18384/2949-5148-2023-4-58-70.
16. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / пер. с фр. Е. А. Самарской. М.: Республика: Культурная революция, 2006. 269 с.
17. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М.: Атеист, 1930. 344 с.
18. Еремина А. А., Алексеев А. Ю. Дизъюнктивный скептический аргумент в метавселенной. Доверительная проблема цифрового двойника // Науковедческие исследования. 2023. № 3. С. 103–120. DOI: 10.31249/scis/2023.03.06.