Сущность, структура и эволюция феномена «физическая культура человека»
https://doi.org/10.18384/2949-5148-2025-2-100-109
Аннотация
Цель. Анализ содержания, структуры и эволюции феномена «физическая культура человека».
Процедура и методы. Осуществлён социально-философский анализ феномена «физическая культура человека». На базе диалектического подхода, взаимосвязи общего, особенного и единичного проанализированы его содержание и структура. Принципы развития и всеобщей связи, единства исторического и логического, социального детерминизма использованы при рассмотрении эволюции феномена «физическая культура человека».
Результаты. Автор выявил сущность понятия «физическая культура человека» и дал характеристику её базовому, профессиональному и спортивному уровням. Определяя здоровье как ведущую ценность физической культуры человека, он обосновал оздоровительно-рекреативную, оздоровительно-реабилитационную и гигиеническую функции физической культуры человека. Было выявлено, что физическая культура человека изменялась под влиянием различных социально-экономических, политических и духовных факторов. Проведённый анализ такой эволюции позволил сделать вывод, что в настоящее время физическая культура человека ориентирована на обеспечение всестороннего развития личности для её успешного функционирования и развития в условиях информационного общества.
Теоретическая и/или практическая значимость заключается в раскрытии содержания, структуры феномена «физическая культура человека», а также в её эволюции от момента зарождения в первых человеческих общностях до современного общества.
Об авторе
А. Ю. ЛахтинРоссия
Лахтин Артём Юрьевич – и. о. заведующего кафедрой физического воспитания и допризывной подготовки
г. Москва
Список литературы
1. Maslow A. Motivation and Personality. New York: Harper and Row, 1954. 411 p.
2. Пономарев Н. Н. Физическая культура как элемент культуры общества и человека. СПб.: Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, 1996. 284 с.
3. Виленский М. Я., Горшков А. Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента. М.: Кнорус, 2022. 238 c.
4. Курамшин Ю. Ф., Закревская Н. Г. Критериальные признаки типологизации физической культуры // Теория и методика спорта. 2023. № 7. С. 77–86.
5. Агеевец В. У., Поликарпова Г. М. Олимпийские игры. Из прошлого – в будущее. СПб.: Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, 1996. 280 с.
6. Асанова И. М. Организация культурно-досуговой деятельности. М.: Академия, 2012. 192 с.
7. Садовников Е. С., Гуляихин В. Н., Андрющенко О. Е. Здоровый образ жизни молодёжи: механизм мыследеятельности в системе заботы о себе // Учёные записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2014. № 5 (111). С. 154–159.
8. Понятие «физическая культура»: эволюция представлений / Я. Г. Григорьян, К. В. Богатырева, Е. Л. Панова, Ю. В. Старостина // Теория и практика физической культуры. 2021. № 11. С. 8–10.
9. Курамшин Ю. Ф. Современные методологические подходы в изучении феномена «физическая культура» // Научно-педагогические школы университета. 2022. № 7. С. 85–94.
10. Анисимов М. П., Трясов В. Б. История возникновения и развития физической культуры. СПб.: Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, 2020. 78 с.
11. Пичугин М. Б., Дюсенов Б. Б. История развития физической культуры // Молодой учёный. 2022. № 14 (409). С. 267–271.
12. Чугунов С. Кунг Фу, Тайцзи-Цюань и Цигун. Древние системы знаний и практических навыков. М.: Ridero, 2024. 76 с.
13. Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности / под ред. Г. К. Баммеля. М.: Соцэкгиз, 1935. 382 с.
14. Бакурадзе А. Б. Классификация ценностей в контексте управления образованием // Образование и наука. 2013. № 7. С. 101–113.
15. Сорокин А. В., Качурин А. С. К истории развития и становления физического воспитания и культуры // Вопросы науки и образования. 2018. № 10. С. 173–177.
16. Бондарева Я. В., Дмитриева Т. В. Образование в цифровом обществе // Педагогическое образование и наука. 2022. № 3. С. 30–35.
17. Бакурадзе А. Б. Ресурсные ценности управления // Образование и наука. 2013. № 9. С. 43–55.