Preview

Современные философские исследования

Расширенный поиск

АКСИОЛОГИЯ КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОДЕЖДЫ И «МОДНОЙ ИНДУСТРИИ» В ПАРАДИГМЕ «ТРАДИЦИЯ - НОВАТОРСТВО» (АВТОРСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ)

https://doi.org/10.18384/2310-7227-2021-1-102-110

Аннотация

Цель. Раскрыть аксиологические доминанты древнекитайской национальной культуры одежды в сопряжении традиции и новаторства и обосновать биоэтическую парадигму современного «мехового потребления», трендовой «меховой моды». Это позволит обосновать актуальный подход совмещения принципа наследования исконно национальных традиций в культуре костюма и моды, наметить оптимальные механизмы интегрирования китайской культуры одежды в мировую костюмную индустрию. Процедура и методы. Проведён анализ взглядов исследователей. Процедура и методы исследования обусловлены общим концептуальным полем исследования феномена костюма и моды в истории китайской культуры, в связи с чем автором использовались: диалектический метод как основной для целостного понимания культурно-исторического генезиса костюма и моды в национальной китайской традиции, позволивший с должной глубиной раскрыть феноменологию культуры одежды и её символику; метод культурно-исторической реконструкции, позволивший проследить генезис и эволюцию материалов одежды в культурных практиках Древнего Китая, установить тесную взаимосвязь ранних форм, образцов одежды и современной костюмной культуры; этнографический метод, для обоснования принципа наследования древнекитайских традиций в культуре одежды, уточнения специфики традиционного «юаньского ткачества», уникальных технологий изготовления юаньской ткани; общефилософские методы и принципы, контекстный и культурно-исторический подходы в целях философской проблематизации аксиологии национальной культуры одежды в сопряжении традиции и новаторства и др. Результаты. На основе изученного материала установлено: 1) с позиции биоэтической парадигмы и экологической проблематики доказано, что инновационное применение меха и мультиматериалов, популяризация смешанных дизайнерских технологий в культуре современной одежды а) способствуют преодолению разрыва между декоративными и функциональными аспектами традиционной одежды, б) позволят минимизировать использование натурального материала животного происхождения без ущерба для природного баланса живого мира (отказ от функционального применения шерсти животных в качестве хорошего утеплителя одежды и пр.); 2) наработаны авторские практические рекомендации в части развития приоритетных технологий современного смешанного дизайна одежды, - актуальные на переходном этапе перехода от дизайнерской консервативных практик дизайна меховой одежды к актуальной модели смешанного типа, что, по мнению автора, свидетельствует о качественно новой эре в культуре одежды нового поколения. Теоретическая и/или практическая значимость. Обобщён материал по исследуемой теме. Обоснованы собственные оригинальные идеи (в том числе прикладного характера), представляющие интерес для современных китайских дизайнеров, специалистов по культуре одежды и модной индустрии: в поисково-исследовательской, архивной (в частности, переводной) работе с древними китайскими литературными письменными источниками; в участии автора в целевых полевых экспедициях по реконструкции ранних этапов генезиса китайской культуры одежды, интерпретации древних материалов одежды; в концептуализации аксиологии национальной культуры одежды с позиции сопряжения традиции и новаторства, - а также проанализированы проблемные зоны и основные линии «трендовой меховой моды» в контексте биоэтической парадигмы и глобальной экологической проблематики

Об авторах

Ян. П. Тао
Белгородский государственный институт искусств и культуры
Россия


Г. Н. Калинина
Белгородский государственный институт искусств и культуры
Россия


Список литературы

1. Ван Цин. Модный Китай: 10-летие ассоциации дизайнеров костюма Китая, 1993-2003. Пекин: Китайское издательство документов, 2003. 220 с.

2. Вэй Жунхуй. Повелитель ветров костюма и декора наций Китая. Пекин: Издательство Пекинского университета, 2008. 218 с.

3. Насу. Монгольский народный инструмент моринхуур1: культурно-исторический генезис и идентификация // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2020. № 2. С. 51-56.

4. Тао Цинъ, Сунь Сюн. Основы технологии производства одежды. Пекин: Издательство лёгкой промышленности, 1986. 86 с.

5. Рунге В. Ф., Сеньковский В. В. Основы теории и методологии дизайна. М.: МЗ-Пресс, 2003. 252 с.

6. Хэ Чжиюнь. Эволюция китайского традиционного костюма на Севере Китая как репрезентация социокультурных кодов картины мира: дис.. канд. культурологии Владивосток, 2011. 199 с.

7. Шкиль О. С. Основы эргономики в дизайне среды. Ч. I. Благовещенск: Издательство АмГУ, 2010. 164 с.

8. Чжэн Вэй, Ло Цзинтин. Мода, метод и практика творчества. Шанхайская университетская пресса Донхуа, 2010, С. 5-67.

9. Ян Сюй, Чан Юань. Технология пошива костюма. Шэньян: Ляонинское издательство науки и техники, 2007. 281 с.

10. Ян Пэн Тао. Традиционная инновационная символика дизайна и моды в юаньском тканевом паттере китайских провинций: философско-культурологическая реконструкция // Наука. Искусство. Культура: научный рецензируемый журнал БГИИК. Вып. 2 (26). С. 26-34.

11. Ян Пэн Тао. Эволюция, смысловая символика и мультифункциональность меха как феномена культуры в контексте межнациональных традиций // Наука. Искусство. Культура: научный рецензируемый журнал БГИИК. Вып. 1 (25) 2020. С. 66-74.

12. Nasy. National-cultural features of Mongolian folk music and its humanistic potential // Danish scientific journal. 2019. № 29. P. 55-57.

13. Nasy. National-cultural features of Mongolian folk music and its humanistic potential // Danish scientific journal. 2019. № 30. P. 33-36.

14. Yang Peng Tao. Yuan fabric as an expression of traditional Chinese art form (philosophical and cultural explication) // Danish scientific journal. 2019. № 30. P. 40-43.

15. Yang Peng Tao. Fur as a product of material and spiritual production (evolution and functionality of fur material in early cultural practices of mankind) // Danish scientific journal. 2019. № 30. P. 36-39.


Рецензия

Просмотров: 158


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5121 (Print)
ISSN 2949-5148 (Online)