Preview

Современные философские исследования

Расширенный поиск

Осмысление принципа гибкости методологической рациональности в контексте становления теологии как науки

https://doi.org/10.18384/2949-5148-2024-1-67-84

Аннотация

Цель.Становление любой науки представляет собой непростой, часто тернистый путь, начиная с её официального признания как на государственном уровне, так и в среде академического сообщества, завершая определением её предметного поля, а также выработки специальной методологии исследования. Ещё труднее происходит становление теологии как науки, предметное поле которой очертить довольно непросто, т. к. её объект выходит далеко за рамки рационального осмысления, а методы познания Предельного зачастую переступают демаркационную черту научного и метафизического. Одним из путей конвергенции секулярного и сакрального, на наш взгляд, является возможность включения основных компонентов «Принципа гибкости методологической рациональности», предложенного Паулем Тиллихом в трёхтомнике «Систематическая теология», в научное поле теологии, что позволит разрешить не только вопросы научности / ненаучности теологии, но также преодолеть разногласия внутри теологического сообщества, наблюдаемые между «богословствующими философами» и «высокообразованными проповедниками».

Процедура и методы. На основании анализа «Принципа методологической рациональности» предпринята попытка выделить и систематизировать показатели гибкости методологической рациональности, представленные нами двумя группами, выделенными на основании их смысловой направленности.

Результаты.К первой группе отнесены показатели, касающиеся роли и места разума в теологии и его специфических черт, среди которых выделяются: наличие разных уровней сознания, в т. ч. ступеней интериорности, высшая из которых указывает на возможность достижения теологом его мета-уровня; нескольких типов разума – формального (технического), участвующего в построении теологических систем и онтологического (экстатического) разума, присущего вере и имеющего особое измерение глубины – основания разума, благодаря которому возможен союз когнитивного и эстетического, балансирование между божественным экстазом и демонической одержимостью, а также достижение осознания диалектического единства «основание» разума и его «бездны», являющих собой собственно «источник Откровения», к постижению которого и направлена всякая теологическая мысль. Вторая группа показателей выделена на основании анализа концепций П. Тиллиха, Б. Лонергана и Д. В. Шмонина. К данной группе относится  представление групп теологов, находящихся в едином теологическом кругу, однако выполняющих несколько отличающиеся функции, что находит отражение как в преобладании того или иного уровня сознания, а также типа разума у представителей каждой из групп, а также типов теологии, первому из которых даровано несение «живого знание о трансцендентном», второму отводится роль сохранения и распространения догматики и ритуалики, третий связан с соотнесением теологических концепций с современными научными знаниями.

Теоретическая и/или практическая значимость. На основании проведённого исследования считаем, что включение «Принципа гибкости методологической рациональности» в теологическое исследование способствует не только разрешению проблемы научности / ненаучности теологического знания, но и снятию некоторых противоречий, наблюдаемых в современном теологическом пространстве.

Об авторе

Т. Е. Седанкина
Российский исламский институт 
Россия

Седанкина Татьяна Евгеньевна – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой систематической теологии

420079, г. Казань, ул. Газовая, д. 19



Список литературы

1. Бамфорд К. Эзотеризм сегодня: пример Анри Корбена / пер. А. Тургиева, Ц.-Б. Бадмажапова) // Корбен А. Свет Славы и Святой Грааль. М.: Волшебная Гора, 2006. С. 7–52.

2. Вдовина Г. В. Бернард Лонерган: метод в теологии и гуманитарные науки // Философский журнал. 2013. № 2 (11). С. 5–18.

3. Войнова А. В., Чистякова А. В. Концепция соотношения религии и культуры в религиознофилософской концепции Пауля Тиллиха // Религия, культура, язык в России и за рубежом: сборник тезисов выступлений по материалам международной научно-практической конференции, Нижний Новгород, 15 сентября 2023 г. / под ред. В. М. Строгецкого. Нижний Новгород: Нижегородская духовная семинария Нижегородской Епархии Русской Православной Церкви, 2023. С. 71–75.

4. Золотухин В. В. Немецкоязычные учения XIX века о религиозном чувстве в контексте размежевания протестантской теологии и религиоведения: дис. … д-ра теологии. СПб., 2023. 514 с.

5. Козлова М. С. Вера и знание: Проблема границы. (К публикации работы Л. Витгенштейна «О достоверности») // Вопросы философии. 1991. № 2. С. 58–66.

6. Коначева С. Само-бытие, небытие и свобода: онтология свободы Пауля Тиллиха и постмодерная теология // Богословие, культура, образование. 2020. Т. 23. № 1. С. 10–22.

7. Литвин Т. В. Интериорность, чувственность, контингентность – почему эти понятия принципиально непереводимы? // Артикульт. 2012. № 3 (7). С. 37–45.

8. Лонерган Б. Метод в теологии / пер. Г. В. Вдовиной. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2010. 400 с.

9. Луман Н. Почему необходима «системная теория»? // Проблемы теоретической социологии / под. ред. А. О. Бороноева. СПб.: Петрополис, 1994. С. 25–42.

10. Никифоров А. Л. Философия как личный опыт // Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания / отв. ред., сост. И. Т. Касавин. М.: Политиздат, 1990. С. 296–327.

11. Пименов С. С. Структура разума и проблемы культуры (некоторые аспекты теологии культуры П. Тиллиха) // Аспекты: сборник статей по философским проблемам истории и современности. Вып. IV. М.: Современные тетради, 2006. С. 105–119.

12. Прилуцкий А. М., Шмонин Д. В. Институциализация теологии: опыт и перспективы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2022. Т. 38. Вып. 2. С. 254–263.

13. Тиллих П. Систематическая теология. Т. I–II / пер. О. Я. Зоткина. М.; СПб.: Университетская книга, 2000. 463 с.

14. Фотиева И. В. Пауль Тиллих: профанное и священное в культуре // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2022. Т. 23. № 3–1. С. 182–190.

15. Хлебников Г. В. Античная философская теология. 2-е изд., испр. и доп. М.: Ленанд, 2014. 312 с.

16. Шмонин Д. В. Научная рациональность и «возвращение к теологии» // Вопросы теологии. 2019. Т. 1. № 3. С. 280–306.

17. Шмонин Д. В. Тайна ответа: введение в рациональную теологию. СПб.: СПб ПДА: РГПУ им. А. И. Герцена, 2021. 460 с.

18. Шмонин Д. В. Теология и философия науки: проблемы идентификации // Вопросы философии. 2022. № 1. С. 197–207.


Рецензия

Просмотров: 270


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5121 (Print)
ISSN 2949-5148 (Online)