Preview

Современные философские исследования

Расширенный поиск

Общепризнанные научные категории как теоретико-методологический базис научных исследований. Часть IV

https://doi.org/10.18384/2949-5148-2024-1-6-14

Аннотация

Цель.На основе философской методологии детально рассмотреть содержание некоторых общенаучных (философских) категорий «отдельное», «единичное», «особенное», «всеобщее» (т. е. категорий, отражающих ограниченность одних явлений от других), категорий «тождество», «различие», «противоположность», «противоречие», «борьба» (категорий, отражающих процесс сравнения признаков феноменов), «изменение», «движение», «развитие», «прогресс», «регресс» (категорий, отражающих переход из одного качественного состояния бытия в другое) и дать им определение в современной редакции.

Процедура и методы. Работа выполнена на основе системного подхода с использованием методов классификации и сравнительного анализа.

Результаты. Исследования в рамках системы философских категорий как результата познавательной деятельности, представляющей собой систематизацию сведений о каком-либо явлении и назывании этого явления, сегодня по-прежнему актуальны. В категориях отражаются признаки явлений определённого класса, фиксируются существенные свойства явлений и связи между ними. Кроме того, на основе содержания общенаучных категорий формируются приёмы познания. Они также имеют общенаучный характер, участвуют во всех без исключения научных исследованиях. Этот факт придаёт особое значение пониманию сути общенаучных (философских) категорий, которые, работая на решение задач научных исследований, трансформируются в приёмы научного исследования. Данное обстоятельство детерминирует необходимость детального представления содержания общенаучных (философских) категорий в их современной редакции.

Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в совершенствовании методологических компетенций как у преподавателей философских дисциплин, так и у обучающихся.

Об авторах

Я. В. Бондарева
Государственный университет просвещения
Россия

Бондарева Яна Васильевна – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии

141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24

   


Д. Костадинович
Университет в Нише
Сербия

Костадинович Даниэла – доктор филологических наук, доцент факультета философии

18106, г. Ниш, Университетская площадь, д. 2



В. Л. Курабцев
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Курабцев Василий Леонидович – доктор философских наук, доцент, профессор факультета гуманитарных наук

101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20



В. П. Беркут
Военная академия Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого
Россия

 

Беркут Виктор Петрович – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин

143900, Московская обл., г. Балашиха,  ул. Карбышева, д. 8



Список литературы

1. Горбунов А. С., Мирошкин М. С. Методологические проблемы научных исследований: к вопросу о функциях науки // Философские и методологические проблемы исследования российского общества: сборник трудов V Международной научной конференции, г. Москва, 26 ноября 2021 г. М.: Российский университет транспорта (МИИТ), 2022. C. 106–116.

2. Загребин М. В., Буренков С. В. О первостихии разумного категориального способа мышления // Философские и методологические проблемы исследования российского общества: сборник трудов IV Международной научной конференции, г. Москва, 20 ноября 2020 г. / под общ. ред. Г. В. Бариновой, Л. В. Блонского, С. Н. Климова. М.: Российский университет транспорта (МИИТ), 2020. С. 140–146.

3. Колесниченко Ю. В. Методологический инструментарий научного исследования: способы и подходы // Философские и методологические проблемы исследования российского общества: сборник трудов V Международной научной конференции, г. Москва, 25 ноября 2021 г. М.: Российский университет транспорта (МИИТ), 2022. С. 215–222.

4. Концепция модернизации системы дополнительного профессионального педагогического образования Новосибирской области / В. Я. Синенко, И. Л. Беленок, А. Н. Величко, М. Г. Волчек // Сибирский учитель. 2011. № 4 (77). С. 22–28

5. Майкова В. П., Горбунов В. С., Наместникова И. В. Системный подход как основа научной методологии // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2019. № 1. С. 148–158.

6. Песоцкий В. А., Колесниченко Ю. В. Исследование и его роль в научном познании // Философские и методологические проблемы исследования российского общества: сборник трудов V Международной научной конференции, г. Москва, 25 ноября 2021 г. М.: Российский университет транспорта (МИИТ), 2022. С. 322–332.

7. Полицинский Е. В., Похоруков О. Ю., Синенко В. Я. Актуальные проблемы отечественного технического образования и возможные пути их решения // Сибирский учитель. 2021. № 6 (139). С. 5–12.

8. Синенко В. Я. Современная модель повышения квалификации работников образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2009. № 1 (1). С. 91–93.

9. Ivinskaya E. Y., Nikitin A. A., Sinenko V. Y. Development of Competitive Relations in the Russian Market of Educational Services // International Review of Management and Marketing. 2016. Vol. 6. No. 1. P. 65–69.


Рецензия

Просмотров: 216


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-5121 (Print)
ISSN 2949-5148 (Online)