Общепризнанные научные категории как теоретико-методологический базис научных исследований. Часть III
https://doi.org/10.18384/2949-5148-2023-4-6-18
Аннотация
Цель. На основе философской методологии детально рассмотреть содержание некоторых общенаучных (философских) категорий: формы, явления, свойства, функции, характера (т. е. категорий, отражающих суть способов проявлений внутренних признаков явлений в среде), а также среды, условия, причины, основания, следствия, необходимости, случайности, природы явления, возможности (категорий, отражающих воздействие среды на исследуемый феномен) – и дать им определение в современной редакции.
Процедура и методы. Работа выполнена на основе системного подхода с использованием методов классификации и сравнительного анализа.
Результаты. Исследования в рамках системы философских категорий как результата познавательной деятельности, представляющей собой систематизацию сведений о каком-либо явлении и назывании этого явления, сегодня по-прежнему актуальны. В категориях отражаются признаки явлений определённого класса, фиксируются существенные свойства явлений и связи между ними. Кроме того, на основе содержания общенаучных категорий формируются приёмы познания. Они также имеют общенаучный характер, участвуют во всех без исключения научных исследованиях. Этот факт придаёт особое значение пониманию сути общенаучных (философских) категорий, которые, работая на решение задач научных исследований, трансформируются в приёмы научного исследования. Данное обстоятельство детерминирует необходимость детального представления содержания общенаучных (философских) категорий в их современной редакции.
Теоретическая и/ ли практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в совершенствовании методологических компетенций как у преподавателей философских дисциплин, так и у обучающихся.
Ключевые слова
Об авторах
Я. В. БондареваРоссия
Бондарева Яна Васильевна – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии
141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24
С. В. Буренков
Россия
Буренков Сергей Владимирович – кандидат философских наук, доцент кафедры философии
141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24
Д. Костадинович
Сербия
Костадинович Даниэла – доктор филологических наук, доцент факультета философии
18106, г. Ниш, Университетская площадь, д. 2
В. Л. Курабцев
Россия
Курабцев Василий Леонидович – доктор философских наук, доцент, профессор факультета гуманитарных наук
101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20
В. П. Беркут
Россия
Беркут Виктор Петрович – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин
143900, Московская обл., г. Балашиха, ул. Карбышева, д. 8
Список литературы
1. Архангельская Н. О., Орлова И. И. Философские категории как методологический базис научных исследований // Философские и методологические проблемы исследования российского общества: сборник трудов VI Международной научной конференции, Москва, 25 ноября 2022 г. М.: Сам Полиграфист, 2022. С. 16–27.
2. Горбунов А. С., Мирошкин М. С. Методологические проблемы научных исследований: к вопросу о функциях науки // Философские и методологические проблемы исследования российского общества: сборник трудов V Международной научной конференции, Москва, 25 ноября 2021 г. М.: Российский университет транспорта (МИИТ), 2022. С. 106–116.
3. Колесниченко Ю. В. Методологический инструментарий научного исследования: способы и подходы // Философские и методологические проблемы исследования российского общества: сборник трудов V Международной научной конференции, Москва, 25 ноября 2021 г. М.: Российский университет транспорта (МИИТ), 2022. С. 215–222.
4. Колесниченко Ю. В., Архангельская Н. О. Неоклассика как этап развития науки // Философские и методологические проблемы исследования российского общества: сборник трудов VI Международной научной конференции, Москва, 25 ноября 2022 г. М.: Сам Полиграфист, 2022. С. 166–175.
5. Концепция модернизации системы дополнительного профессионального педагогического образования Новосибирской области / В. Я. Синенко, И. Л. Беленок, А. Н. Величко, М. Г. Волчек // Сибирский учитель. 2011. № 4 (77). С. 22–28.
6. Майкова В. П., Горбунов В. С., Наместникова И. В. Системный подход как основа научной методологии // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2019. № 1. С. 148–158.
7. Песоцкий В. А., Колесниченко Ю. В. Исследование и его роль в научном познании // Философские и методологические проблемы исследования российского общества: сборник трудов V Международной научной конференции, Москва, 25 ноября 2021 г. М.: Российский университет транспорта (МИИТ), 2022. С. 322–332.
8. Синенко В. Я. Современная модель повышения квалификации работников образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2009. № 1 (1). С. 91–93.
9. Development of Competitive Relations in the Russian Market of Educational Services / E. Y. Ivinskaya, A. A. Nikitin, A. S. Markovichev, A. Z. Zhafyarov, O. A. Milinis, G. N. Zhukov, V. Y. Sinenko, I. A. Mavrina // International Review of Management and Marketing. 2016. Т. 6. № 1. С. 65–69.