Умеренный и радикальный трансгуманизм
https://doi.org/10.18384/2949-5148-2023-3-112-121
Аннотация
Цель. Дать авторское решение проблемы установления возможного результата трансгуманистических преобразований человека.
Процедура и методы. В работе проведён философский анализ различных концепций трансгуманизма. Использованы методы сравнения, абстрагирования, индукции и дедукции, анализа и синтеза, мысленного моделирования.
Результаты. Среди многочисленных концепций трансгуманизма авторы выделили две группы: группу умеренных и группу радикальных трансгуманистических учений. Умеренные трансгуманисты полагают, что результатом преобразования природы человека будет неочеловек, который сохранит и разовьёт человеческую сущность при модификации её материального носителя. По мнению радикальных трансгуманистов, результатом применения НБИКС-конвергентных технологий станет гипотетический индивид постчеловек, обладающий другой сущностью в сравнении с немодифицированным человеком. Постчеловеку будет присуще мировоззрение радикального трансгуманизма, принципиально отличающееся от гуманизма. Авторами показано, что с гуманизмом несовместим только радикальный трансгуманизм. Это обстоятельство не учитывается биоконсерваторами, не признающими необходимости преобразований природы человека. Рассмотрены гипотетические варианты существа будущего: генетически модифицированный и технически улучшенный индивид, нанокиборгизированный индивид и виртуально-цифровой (бестелесный) индивид.
Теоретическая и/или практическая значимость работы. Полученные результаты позволяют человечеству сделать выбор в пользу умеренного трансгуманизма. Оно не согласится с собственным исчезновением даже ценой возникновения нового вида разумных существ. Наше будущее – не постчеловек, а неочеловек – индивид, обладающий человеческой сущностью и физическим телом.
Ключевые слова
Об авторах
Л. Г. ЧеремныхРоссия
Черемных Лариса Георгиевна – кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии
625023, г. Тюмень, ул. Одесская, д. 54
Н. Н. Губанов
Россия
Губанов Николай Николаевич – доктор философских наук, профессор кафедры философии Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана; профессор департамента гуманитарных наук Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
105005, г. Москва, 2-я Бауманская ул., д. 5/1
125 167, г. Москва, пр-т Ленинградский, д. 49/2
Список литературы
1. Бостром Н. Искусственный интеллект. Этапы. Угрозы. Стратегии / пер. С. Филина. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. 496 с.
2. Дубровский Д. И. Природа человека, антропологический кризис и кибернетическое бессмертие // Глобальное будущее 2045. Конвергентные технологии (НБИКС) и трансгуманистическая эволюция / под ред. Д. И. Дубровского. М.: МБА, 2013. С. 237–252.
3. Дубровский Д. И. Главный вопрос проблемы сознания // Философские науки. 2017. № 1. С. 57–70.
4. Нестеров А. Ю. Проблема человека в свете идеологии эволюционного трансгуманизма // Глобальное будущее 2045. Конвергентные технологии (НБИКС) и трансгуманистическая эволюция / под ред. Д. И. Дубровского. М.: МБА, 2013. С. 183–192.
5. Никифоров А. Л. Какое будущее готовит человечеству научно-технический прогресс? // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2023. Т. 27. № 1. С. 123–137.
6. Ниязгулова А. А., Мельник Г. С. Философия трансгуманизма в медийном дискурсе // Гуманитарный вектор. 2022. Т. 17. № 2. С. 144–153.
7. Разин А. В. Компьютер и мозг: проблема квалиа // Философия и общество. 2023. № 1. С. 42–56. 8. Тихонова С. В. Трансгуманизм, наука и лженаука: в поисках Неомодерна // Вопросы философии. 2021. № 10. С. 29–39. 9. Тойнби А. Д. Постижение истории / пер. Е. Д. Жаркова. М.: Прогресс, 1996. 608 с.
8. Федюлина Е. В. Идея технологического бессмертия человека в философии постгуманизма // Вестник Воронежского государственного университета. Серия Философия. 2020. № 4. С. 84–91.
9. Черемных Л. Г., Губанов Н. Н. Концепт постчеловека в современном философском дискурсе [Электронный ресурс] // Гуманитарный вестник. 2023. № 1. URL: http://hmbul.ru/catalog/hum/phil/820.html (дата обращения: 10.08.2023).
10. Шиловская Н. С. От общества гуманизма к обществу трансгуманизма? // Философия и общество. 2013. № 3. С. 141–150.
11. Юдин Б. Г. Трансгуманизм: сверхгуманизм или антигуманизм? // Биоэтика и гуманитарная экспертиза. Вып. 7 / под ред. Ф. Г. Майленовой. М.: Институт философии Российской академии наук, 2013. С. 10–24.
12. Bess M. D. Icarus 2.0: A Historian’s Perspective on Human Biological Enhancement // Technology and Culture. 2008. Vol. 49. № 1. P. 114–126.
13. Graham E. L. Representations of the Post / Human: Monsters, Aliens and Others in Popular Culture. Manchester: University Press, 2002. 259 p.
14. Huxley J. New Bottles for New Wine. London: Chatto & Windus, 1957. 318 р.
15. Pepperell R. The Posthuman Condition: Consciousness Beyond the Brain. Bristol: Intellect Books Publ., 2003, 203 р.
16. Walker M. Enhancing Genetic Virtue: A project for Twenty-First Century humanity? // Politics and the Life Sciences. 2009. Vol. 28. № 2. P. 27–47.
17. Wolf C. What is Posthumanism? Minneapolis: University Minnesota Press, 2010. 392 p.