Аксиологический императив в научных предикатах мировоззрения
https://doi.org/10.18384/2949-5148-2023-3-51-61
Аннотация
Цель. Проанализировать, какие ценности и оценки присущи учёным и какими аксиологическими предикатно-атрибутивными функциями обладают науки.
Процедура и методы. Проведён социально-философский анализ аксиологического состояния современных ценностно-нормативных систем как модельных структур, отражающих моральный статус идеально-атрибутивных свойств науки и ценностно-содержательного ядра мировоззренческий универсалий учёного. Методологией исследования выступает философско-аксиологический подход изучения ценностно-смыслового императива в научных предикатах мировоззрения учёного. Теоретико-методологическим базисом исследования выступают тезисы: ценности и оценки неизбежно присутствуют в естествоиспытателях и науках; наука и учёные не свободны от ценностей.
Результаты. Аксиологический императив (в философии – повеление, безусловное требование) предопределяет нормативно-правовое регулирование в науке, характер ценностно-смыслового мировоззренческого ядра учёного. Он показывает, какие вещи или явления могут быть рационально поняты и оценены человеком в рамках формальной аксиологии или теории ценностей. Представлены три основных типа объектов-ценностей и их оценки людьми, а также теоретическая надстройка, как ценности необходимо ранжировать по отношению к идеальным феноменам. Данное теоретическо-методологическое обоснование предопределяет сущностную особенность мировоззренческого ядра естествоиспытателей и их отношения к наукам.
Теоретическая и/или практическая значимость. Синтезирован теоретический материал по проблеме исследования. Выводы концептуального исследования вносят вклад в теоретико-методологическую базу социально-философского знания. Их актуальность заключена в использовании аксиологической базы как теоретического проецирования на практическую надстройку реализации модельного ряда ценностно-смысловой структуры субъективной реальности. Это позволит спроектировать футурологическую модель аксиологического будущего в соотношении ценностей науки и учёных, решить проблему неправильного использования открытий. Автор приходит к выводу, что ценностно-правовой статус учёного характеризует положительное развитие науки, которой предначертана роль служить во благо человечества. Следовательно, ценностно-правовой императив в научных предикатах мировоззрения предполагает моральный регулятор, ответственность учёных, научно-исследовательских коллективов, корпораций за свои открытия и сохранность современной цивилизации.
Об авторе
Э. М. МолчанРоссия
Молчан Эдуард Михайлович – кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии
141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24
Список литературы
1. Бондарева Я. В., Дмитриева Т. В. Образование в цифровом обществе // Педагогическое образование и наука. 2022. № 3. С. 30–34.
2. Горбунов А. С. Аспекты социализации личности в информационном массовом обществе // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2019. № 1. С. 60–68.
3. Загребин М. В., Буренков С. В. Наука как сложное социальное явление // Философские и методологические проблемы исследования российского общества: сборник V Международной научной конференции, Москва, 25 ноября 2021 г. М.: Российский университет транспорта, 2022. С. 133–145.
4. Костадинович Д., Бондарева Я. В. Generally Recognized Scientific Categories as a Theoretical and Methodological Basis for Scientific Research. Part I // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2022. № 3. С. 6–13.
5. Костадинович Д., Бондарева Я. В. General Scientific Algorithm of Cognition and Forms of Scientific Research // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2022. № 2. С. 15–21.
6. Майкова В. П. Труд как духовная ценность // Экология внешней и внутренней среды социальной системы (ЭкоМир-9): материалы IX Международной научной конференции, Мытищи, Москва, 29–30 марта 2018 г. М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2019. С. 68–70.
7. Молчан Э. М., Гавва Р. В., Янгез Д. И. Аксиологический футуризм как вектор развития современного общества // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2022. № 4. С. 74–80.
8. Платон. Государство. Книга восьмая // Платон. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 3 / под ред. А. Ф. Лосева. М.: Мысль, 1994. С. 327–359.
9. Edwards Rem B. The Essentials of Formal Axiology. Maryland: University Press of America, 2010. 202 p.
10. Gabriel I. Artificial intelligence, Values, and Alignment // Minds and Machines. 2020. Vol. 30. P. 411–437.
11. Gatley J. Intrinsic Value and Educational Value // Journal of Philosophy of Education. 2021. Vol. 55. P. 675–687.
12. Kudina O., Verbeek P.-P. Ethics from Within: Google Glass, the Collingridge Dilemma, and the Mediated Value of Privacy // Science, Technology, & Hum Values. 2019. Vol. 44 (2). Р. 291–314.
13. Van De Poel I. Design for Value Change // Ethics and Information Technology. 2021. № 23. P. 27–31.